Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Ребневой Е.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Васильевой В.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова, садоводческому некоммерческому товариществу "Тюльпан" о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным, о признании права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Васильевой В.В. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Васильевой В.В., ее представителя Перерва Г.Г., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Васильева В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова, садоводческому некоммерческому товариществу "Тюльпан" (далее СНТ "Тюльпан", СНТ) о признании распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным, о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований истец указала, что является членом СНТ "Тюльпан" и пользователем земельного участка N площадью "данные изъяты" кв.м, который расположен на территории СНТ. Истец, желая приобрести земельный участок в собственность, обратилась в комитет по управлению имуществом г. Саратова с соответствующим заявлением. Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 01 декабря 2014 года N 5671-ру ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что земельный участок расположен в границах оползневой зоны, на территории действующего оползня "Зоналка большой", а также в береговой полосе Волгоградского водохранилища. Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена.
Истец, полагая указанное распоряжение незаконным, просила признать недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом г. Саратова от 01 декабря 2014 года N-ру, признать за ней право собственности на земельный участок N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, Волжский район, СНТ "Тюльпан".
Решением суда от 19 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
На решение суда Васильевой В.В. подана апелляционная жалоба и дополнения к ней, в которых содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Автор жалобы полагает, что доказательства, положенные судом в основу решения (заключение эксперта, показания эксперта и специалиста), не являются допустимыми доказательствами, поскольку носят вероятностный характер и не содержат точного ответа о том, расположен ли спорный земельный участок в оползневой зоне. Судом не учтено, что другими членами СНТ уже приобретено право собственности на земельные участки, расположенные в непосредственной близости с участком истца, что в нарушение положений ст. ст. 19 и 55 Конституции РФ предполагает создание для отдельных граждан приоритетов и особых условий. При назначении экспертизы истцом были сформулированы вопросы на разрешение эксперта, однако суд в определении о назначении экспертизы указал иные вопросы (в том числе о нахождении земельного участка в границах территории СНТ), действия суда по назначению экспертизы привели к чрезмерно высоким и непосильным затратам для истца в виде расходов на проведение экспертизы.
В суде апелляционной инстанции Васильева В.В. и ее представитель Перерва Г.Г. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержали, просили решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В пунктах 1-2 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) указано, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) было закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Правоотношения, возникающие по поводу использования и приобретения прав на земельные участки, расположенные на территории садоводческих некоммерческих объединений, регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статье 1 указанного закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Статья 28 указанного закона (пункты 1, 4, 6 в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предусматривала, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Согласно п.п. 1-2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пп.12 п. 5 ст. 27 ЗК РФ указано, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Деградацией земель является ухудшение свойств земель в результате природного и антропогенного воздействий (ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения").
Под оползнями понимается движение (скольжение, вязкопластическое течение) масс пород на склоне, происходящее без потери контакта между смещающейся массой и подстилающим неподвижным массивом (п. 4.1.1 СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов, одобрены Письмом Госстроя РФ от 25 сентября 2000 года N5-11/88).
В примечании к п. 9.3 СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78 указано, что не допускается размещение зданий и сооружений в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик, оползней, селевых потоков и снежных лавин.
Аналогичный запрет содержится в п. 14.6 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820.
С учетом приведенных норм и определений, земли, находящиеся в пределах оползневой зоны, относятся к деградированным землям, ограниченным в обороте, поскольку оползень, приводящий к движению пород, препятствует использованию земель по назначению (в том числе для выращивания садовых культур, для возведения зданий, сооружений и коммуникаций).
Как следует из материалов дела, Васильева В.В. является членом СНТ "Тюльпан" с 03 сентября 1989 года, что подтверждается членской книжкой садовода, выданной на имя истца. Согласно сведениям, содержащимся в членской книжке садовода, в пользовании Васильевой В.В. находится земельный участок N площадью "данные изъяты" кв.м.
СНТ "Тюльпан" является правопреемником садоводческого товарищества "Тюльпан" МУП Горзелехоз, что следует из устава СНТ, предоставленного по запросу судебной коллегии.
Отвод земельного участка садоводческому товариществу "Тюльпан" осуществлялся на основании решения исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 23 августа 1956 года N7/971 (3,2 га), решения исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от 19 ноября 1959 года N53/1215 (0,6 га), решения исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов от 30 ноября 1979 года N427-1 (0,8 га). Копии решений органов власти об отводе земельных участков были истребованы судебной коллегией, поскольку вопрос о дате предоставления и площади земельного участка, переданного в пользование членам СНТ, относится к предмету доказывания по данной категории дел.
15 октября 2014 года Васильева В.В. обратилась в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предоставлении в собственность используемого земельного участка, ею также представлены заключение правления СНТ о соответствии описания земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого истцом, описание местоположения земельного участка N.
Распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 01 декабря 2014 года N-ру Васильевой В.В. отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах оползневой зоны, на территории действующего оползня "Зоналка большой", а также в береговой полосе Волгоградского водохранилища.
Судом для определения местонахождения спорного земельного участка была назначена экспертиза, производство которой поручено экспертам "данные изъяты".
Согласно заключению эксперта N864 от 07 августа 2015 года испрашиваемый истцом земельный участок N расположен в границах земельного участка, отведенного СНТ "Тюльпан". В рамках настоящего исследования эксперту не удалось установить, входит ли земельный участок N в границы оползневой зоны.
Главный специалист горно-геологического отдела управления по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО8 в суде первой инстанции пояснял, что в соответствии с оползневой картой (схемой) территорий города, подверженных риску чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия последствий, а также картой (схемой) развития оползневых процессов (приложения NN 14,17 к решению Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N25-240 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Город Саратов"), испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах оползневой зоны, на территории действующего оползня "Зоналка большой". Зона оползня начинается от границ оврага. ФИО8 при подготовке распоряжения органа местного самоуправления выезжал на место расположения земельного участка, им установлено, что участок находится в границах оползневой зоны.
Экспертом "данные изъяты" ФИО9 с учетом пояснений ФИО8 были подготовлены дополнения к заключению эксперта от 07 августа 2015 года, определено местоположение оползневой зоны на публичной кадастровой карте, после чего сделан вероятный вывод о расположении участка, занимаемого истцом, на территории действующего оползня "Зоналка большой".
Судебной коллегий для проверки доводов жалобы были направлены запросы в управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" и в комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о месте расположения земельного участка.
Из ответа управления по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12 января 2016 года следует, что при составлении Генерального плана муниципального образования "Город Саратов" проектной организацией проводились инженерно-геологические изыскания с определением территорий оползневых зон и оползнеопасных территорий, расположенных в пределах городской черты. Земельный участок N СНТ "Тюльпан", пользователем которого является Васильева В.В., расположен на склоне 2-й оползневой террасы, на территории оползневой зоны оползня "Зоналка большой".
По данным, предоставленным комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", земельный участок N расположен в границах территориальной зоны дачных и садоводческих участков (Ж-5). Согласно оползневой карте территории города, представленной в составе Генерального плана муниципального образования "Город Саратов, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N, земельный участок расположен на территории оползня побережья Волгоградского водохранилища. В качестве приложения к ответу комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" представлен фрагмент карты градостроительного зонирования (с нанесением границ земельных участков, являющихся смежными для испрашиваемого участка), а также фрагмент оползневой карты территории города (с нанесением границ земельных участков, являющихся смежными для испрашиваемого участка, а также с нанесением границ оползня побережья Волгоградского водохранилища).
Исходя из совокупности исследованных доказательств, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку испрашиваемый истцом земельный участок находится в оползневой зоне, относится к участкам, ограниченным в обороте, которые не могут быть переданы в частную собственность. Доказательств, опровергающих приведенные выводы суда первой инстанции, стороной истца не представлено.
Доводы жалобы о нарушении принципа равенства участников гражданских правоотношений не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку правомерность предоставления земельных участков в собственность других членов СНТ в судебном порядке не проверялась.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.