Судья Смоленского областного суда Мальков А.Г. рассмотрел жалобу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО "МинералТрансКомпани на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 11 ноября 2015 года,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области N от 11.08.2015 ООО "МинералТрансКомпани" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Обжалуемым решением, названное постановление изменено, снижен размер назначенного административного наказания в виде штрафа до 35000 руб.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, заявитель просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность, просит производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N от 22.07.2015 Государственной инспекцией труда в Смоленской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "МинералТрансКомпани".
По результатам проверки 10.08.2015 был составлен акт N, и выдано предписание N об устранении выявленных нарушений:
- незаконность приказа об увольнении.
- в соответствии с ч. 11 ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ произвести перерасчет и выплату Лахидовой Д.А. заработной платы за май 2015 года исходя из установленного МРОТ на территории Смоленской области.
- в соответствии со ст. 152 ТК РФ произвести расчет и оплату Лахидовой Д.А. сверхурочной работы за работу в мае 2015 года.
- в соответствии со ст. 139 ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 произвести перерасчет и выплату Лахидовой Д.А. денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении.
- в соответствии со ст.236 ТК РФ рассчитать и выплатить Лахидовой Д.А. денежную компенсацию в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от всех невыплаченных в срок сумм (заработной платы за май 2015 года, суммы оплаты сверхурочной работы за май 2015 года, денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении) за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Одновременно в отношении ООО "МинералТрансКомпани" за совершение вышеуказанных нарушений составлен протокол N от 10.08.2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
На основании протокола об административном правонарушении Государственной инспекцией труда в Смоленской области вынесено постановление о назначении административного наказания N от 11.08.2015, согласно которому ООО "МинералТрансКомпани" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Рассматривая дело, судья районного суда, указал на установленный факт нарушения трудового законодательства, выразившееся в издании приказа об увольнении работника Лахидовой Д.А. после даты ее фактического увольнения, и на виновность юридического лица в совершении административного правонарушения.
Однако с таким решением согласиться нельзя.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением и выплатой причитающихся сумм, являются индивидуальным трудовым спором.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что спор относительно увольнения, расчета и выплаты компенсации вышеуказанному работнику является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению в суде.
В связи с изложенным, производство по делу в отношении ООО "МинералТрансКомпани" подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 11 ноября 2015 года и постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области N от 11.08.2015 года в отношении ООО "МинералТрансКомпани" отменить и производство по делу прекратить.
Судья Смоленского областного суда А.Г. Мальков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.