Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей: Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Ревчук Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 09 октября 2015 года, которым были удовлетворены исковые требования Герасимова С.Ю. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее - УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации) в Подпорожском районе Ленинградской области и обязании назначить социальную пенсию
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области - Фроловой Т. А., действующей на основании доверенности, поддерживающей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Герасимов С.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании назначить ему социальную пенсию с даты наступления права на неё.
В обоснование своих требований истец указал на то, что он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе о назначении ему социальной пенсии по п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в назначении социальной пенсии, полагает отказ незаконным, нарушающим его права, поскольку в соответствии со свидетельством о рождении он по национальности является вепсом, вепсы на основании распоряжения Правительства РФ от 17.04.2006 г. N 536-р отнесены к малочисленным народом Севера, Сибири и Дальнего Востока; он постоянно проживает на территории традиционного проживания коренных народов Российской Федерации - в с. Винницы Подпорожского муниципального района Ленинградской области, достиг возраста 55 лет, получателем трудовой пенсии не является, просит назначить ему социальную пенсию.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, уточнив, что обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе о назначении ему социальной пенсии ДД.ММ.ГГГГ и дополнил, пояснив, что с рождения проживает на территории Винницкого сельского поселения, за исключением службы в армии и учебы в техникумах, его отец русский, мать вепс, но он себя считает вепсом, занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, раньше держал коров, поросят, кроликов, сейчас держит гусей, имеет огород, где выращивает картофель и другие овощи, занимается заготовкой дров, поскольку проживает в квартире с печным отоплением, вяжет сети и мережки для ловли рыбы, владеет вепсским языком.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что льгота по установлению социальной пенсии в 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и ведут традиционный образ жизни малочисленных народов, в частности вепсов.
Третье лицо - Администрация МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 09 октября 2015 года исковое заявление Герасимова С.Ю. удовлетворено.
Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе, не согласившись решением суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в возражениях на иск. Ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для назначения истцу социальной пенсии, поскольку не соблюдены два необходимых для назначения пенсии условия: принадлежность к малочисленным народам Севера и район проживания малочисленных народов Севера. Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ N 1049 от 1 октября 2015 года "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости", в котором вепсы, как малочисленные народы Севера, не поименованы, а Винницкое поселение Подпорожского района Ленинградской области не отнесено к районам проживания малочисленных народов Севера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть, нетрудоспособным гражданам, условия назначения социальной пенсии которым регулируются нормами ст. 11 указанного Федерального закона.
Так, согласно под. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Указанным гражданам, как следует из п. 4 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается социальная пенсия по старости.
В силу п. 6 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" установлены соответствующие перечни, в которых национальность вепс не отнесена к категории малочисленных народов Севера, а Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области - к районам проживания малочисленных народов Севера.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление социальной пенсии по старости вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района "адрес", а потому истец Герасимов С.Ю., являющийся по национальности вепсом и проживающий на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, не имеет права на назначение ему социальной пенсии по старости.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255, в который включены вепсы, проживающие на территории Ленинградской области, не может быть применен при разрешении спорных правоотношений. Указанный Единый перечень был принят во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который не содержит в себе норм, устанавливающих правила пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера, а следовательно, данный Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, не регулирует соответствующие правоотношения по пенсионному обеспечению в силу того, что такие отношения урегулированы специальным законодательством, предусматривающим правила и условия установления социальных пенсий по старости малочисленным народам Севера, а именно: подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости".
По аналогичным основаниям не могут быть применены при разрешении настоящего спора и Перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р и принятые во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в которые включена территория Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района. Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", данные Перечни приняты в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а следовательно их применение при разрешении отношений, связанных с пенсионным обеспечением малочисленных народов Севера, является недопустимым в силу иной сферы правового регулирования, отличной от пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.
Также не может быть применен при разрешении настоящего спора Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N536-р, и в котором фигурируют вепсы. Данный Перечень был принят в рамках Федерального закона от 20.07.2000 N104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", целью которого является не установление условий назначения социальной пенсии по старости соответствующим народностям, а защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определение правовых основ общинной формы самоуправления и государственных гарантий его осуществления.
Таким образом, при разрешении настоящего спора следует исходить из специального законодательства, содержащего нормы относительно пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.
В свете изложенного обжалуемое решение Подпорожского городского суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Герасимову С.Ю. в удовлетворении его требований.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 09 октября 2015 года отменить.
Герасимову С.Ю. отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 28 августа 2015 года и обязании назначить социальную пенсию.
Председательствующий:
Судьи:
Судья У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.