Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Шадриной Л.Е., Топорковой С.А. при секретаре Васильевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
25 января 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Тен Ю.Е. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2015 года, которым по делу по иску Чомчоевой Х.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) о признании действий незаконными, взыскании невыплаченной части премии за второй квартал 2015 года
п о с т а н о в л е н о:
Исковое заявление Чомчоевой Х.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) о признании действия о снижении размера премии за отработанное время во 2 квартале 2015 г. незаконными и взыскании не выплаченной части премии за 2 квартал 2015 года в размере ******** рублей удовлетворить.
Признать приказ УФССП по РС (Я) N ... от 17 июля 2015 года "О премировании государственных гражданских служащих, служащих и работников УФССП по РС (Я) в отношении Чомчоевой Х.А. незаконным и отменить.
Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) в пользу Чомчоевой Х.А. не выплаченную часть премии за выполнение особо важных и сложных заданий и по результатам работы за 2 квартал 2015 года в размере ******** рублей.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя ответчика Готовцевой М.П., судебная коллегия
установила:
Чомчоева Х.А. обратилась в суд с иском к УФССП России по РС (Я) о признании действий о снижении размера премии за 2 квартал 2015 года незаконными, взыскании невыплаченной части премии в размере ******** рублей. В обоснование иска указала на то, что с 13 марта 2015 года с нею был заключен служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы ******** временно на период отсутствия основного работника. 17 августа 2015 года приказом N ... была уволена с 31 августа 2015 года. Приказом руководителя УФССП России по РС (Я) от 17 июля 2015 года N ... истцу была начислена и выплачена премия по результатам работы за второй квартал 2015 года в размере ******** руб., то есть в размере ******** %. Уменьшение размера премии полагает незаконным, так как истец своевременно и добросовестно исполняла свои должностные обязанности, соблюдала трудовую дисциплину, за указанный период к дисциплинарной ответственности не привлекалась и взысканий не имела, в связи с чем просила суд признать действия по снижению премии за второй квартал 2015 года незаконными, взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную премию за второй квартал 2015 года в размере ******** руб.
Не согласившись с исковыми требованиями, представитель ответчика Тен Ю.Е. представил в суд возражения, в которых указал, что премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных заданий является дополнительным видом выплат, материальное стимулирование сверх оклада государственным гражданским служащим, которая является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, в связи с чем просил в иске отказать в полном объеме.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Тен Ю.Е обратился в суд с апелляционной жалобой об отмене решения суда полностью и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Чомчоевой Х.А. В обоснование жалобы указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Премия, предусмотренная приказом ******** от 17.07.2015 г., носит дополнительный стимулирующий характер. Определение конкретного размера премии на каждого служащего является правом представителя нанимателя по результатам исполнения работником должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, на основании служебных записок непосредственных начальников. Со стороны истца за указанный период не имелось фактов выполнения особо важных и сложных заданий, обращает внимание на недолгий период работы истца на момент формирования премиального вознаграждения с 13.03.2015 года по 30.06.2015 года. В оспариваемом приказе нет указаний о снижении истцу размера премии.
Судом предприняты меры по надлежащему извещению истца о месте и времени судебного заседания, между тем по адресу регистрации не проживает, о чем свидетельствует уведомление о невручении телеграммы и докладная записка экспедитора суда от 25.01.2016 года.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу в пределах ее доводов в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец работала в Управлении ФССП России по РС (Я) в должности ********.
Приказом N ... от 17 июля 2015 года "О премировании государственных гражданских служащих, служащих и работников Управления ФССП России по РС (Я)" служащим и работникам Управления установлена премия за выполнение особо важных и сложных заданий и по результатам работы за второй квартал 2015 года (л.д. 37-39).
На основании указанного приказа ******** Чомчоевой Х.А. установлена премия в размере ******** руб., то есть ********%. Основанием явилась служебная записка начальника отдела Т., из содержания которой установлено, что Чомчоеву Х.А. следует премировать в размере ********% в связи с систематическими опозданиями на работу (л.д. 49).
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К числу дополнительных выплат относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п. 4 ч. 5 ст. 50).
Из этого следует, что федеральный законодатель, включив указанные премии в состав денежного содержания гражданского служащего, установилоснования премирования (выполнение особо важных и сложных заданий) и размер средств, направляемых на эти цели (два оклада в расчете на год). При этом максимальный размер премии не ограничен, что позволяет руководителю государственного органа распределять в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий часть средств от экономии фонда оплаты труда между гражданскими служащими, выполнившими дополнительные задания.
Представителю нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации делегировано право определить лишь порядок выплаты данного вида премий исходя из двух критериев - обеспечения задач и функций государственного органа и исполнения должностного регламента. Иные критерии, которые должны учитываться при осуществлении правового регулирования, на законодательном уровне не установлены.
Следовательно, представитель нанимателя (субъект Российской Федерации), реализуя предоставленные ему полномочия, не может действовать произвольно, должен исходить только из тех критериев, которые установлены федеральным законом и отражают степень участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий. Для этих целей учитываются показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и эффективность исполнения им своих служебных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы в течение периода, за который производится премирование (решение Верховного суда РФ от 31.08.2011 г. N ГКПИ11-1277, определение Верховного суда РФ от 16.01.2013 г. N 53-АПГ12-16).
Порядок премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих утвержден Положением о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам федеральной службы судебных приставов, утвержденном Приказом Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) от 08.12.2006 г. N 157.
В силу п. 2.1 указанного Положения федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы судебных приставов выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Согласно п. 2.2 указанного Положения премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются работникам в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии. При этом сумма премии конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости от:
- личного вклада работника в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на ФССП России и ее территориальные органы;
- степени сложности, важности и качества выполнения работником заданий, эффективности достигнутых результатов;
- результатов исполнения работником должностного регламента.
Пунктом 2.2. Положения о порядке премирования, утвержденного приказом Управления ФССП России по РС (Я) от 01 февраля 2011 года N 58, установлено, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются федеральным государственным гражданским служащим в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии. При этом сумма премии конкретному федеральному гражданскому служащему и работнику максимальными размерами не ограничивается и определяется в зависимости: от личного вклада федерального государственного гражданского служащего в обеспечение выполнения задач, функций и реализации полномочий, возложенных на Управление; от степени сложности, важности и качества выполнения работником заданий, эффективности достигнутых результатов; от результатов исполнения федеральных государственных гражданских служащих должностного регламента (л.д. 34).
Пунктом 2.6. указанного Положения предусмотрено, что решение о выплате премии федеральным государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание, принимается руководителем Управления.
Таким образом, действующим Порядком премирования и поощрения не предусмотрено полное или частичное лишение федерального государственного гражданского служащего премии за систематические опоздания на работу либо непродолжительный период работы.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что лишение Чемчоевой Х.А. права на получение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, исходящее из не предусмотренного федеральным законодателем критерия оценки степени участия гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий, не соответствует требованиям п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и нарушает закрепленное в п. 2 ч. 2 ст. 52 этого Федерального закона право гражданских служащих на получение денежного содержания в полном объеме, судебная коллегия находит правильным.
Выводы суда основаны на исследованных обстоятельствах дела и представленных по делу доказательств, которым судом дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с которой судебная коллегия не может.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата денежного поощрения не носит безусловный характер, является дополнительным видом выплат, правом, а не обязанностью представителя нанимателя, выплачивается при исполнении особо важных и сложных заданий, выводов суда не опровергают. Согласно служебной записки начальника отдела от 13.07.2015 г. N ... в ней содержится единственное основание для снижения размера премии истца - наличие систематических опозданий на работу. Доказательств наличия данный нарушений трудовой дисциплины работодателем ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не было представлено. Поскольку иных обстоятельств и оснований для снижения размера премии истца в приказе N ... от 17.07.2015 г. не предусмотрено, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для снижения ответчиком размера премии истцу. Учитывая, что истцу был снижен работодателем размер премии без достаточных на то оснований, что является незаконным, истец вправе рассчитывать на выплату премии в полном размере.
Решение о лишении либо снижении размера премии государственного гражданского служащего, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, не может зависеть только от усмотрения руководителя, а подлежит обязательному и полному обоснованию при наличии у государственного гражданского служащего дисциплинарных взысканий.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2015 года по делу по иску Чомчоевой Х.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Саха (Якутия) о признании действий незаконными, взыскании невыплаченной части премии за второй квартал 2015 года о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: Л.Е. Шадрина
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.