Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
с участием прокурора Назаркина В.П.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Карпушина "данные изъяты" к Межмуниципальному управлению МВД России "Красноярское" о перерасчете размера ежемесячной компенсации вреда здоровью
по апелляционной жалобе представителя МУ МВД Росси "Красноярское" Тадтаевой В.В.
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 28 августа 2015 года, которым постановлено:
"Взыскать с Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" в пользу Карпушина "данные изъяты" компенсацию возмещения вреда здоровью за период с августа 2014 года по август 2015 года единовременно "данные изъяты".
Обязать Межмуниципальное управление МВД России "Красноярское" выплачивать Карпушину "данные изъяты" с 01 сентября 2015 года ежемесячно денежную компенсацию вреда здоровью в размере, превышающем сумму назначенной и выплачиваемой пенсии по инвалидности, размером компенсации вреда здоровью, определенную решением Центрального районного суда г.Красноярска от 03.06.2010 г. в сумме "данные изъяты" и денежным довольствием, принимаемым для исчисления пенсии, в размере "данные изъяты".
В остальной части в иске отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпушин В.М. обратился в суд с иском к МУ МВД России "Красноярское" о перерасчете размера ежемесячной компенсации вреда здоровью.
Требования мотивированы тем, что 24.10.2002 г. был уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья, в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей и установлением инвалидности. Решением Центрального районного суда от 03.06.2010 г. ему установлена к выплате компенсация в виде разницы между получаемым на день увольнения со службы денежным довольствием и пенсией по инвалидности в сумме "данные изъяты" ежемесячно с учетом последующего повышения денежного довольствия сотрудников.
Истец полагал, что имеет право на получение компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. и начиная с 01.01.2015 г. ежемесячно, рассчитанной в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590, исходя из оклада месячного денежного содержания, с учетом надбавки за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления ему пенсии с 01.01.2012 г., увеличенных на коэффициент 1,55 с учетом районного коэффициента 1,2 и северной надбавки 30%, но без учета выплачиваемой по решению суда от 03.06.2010 г. пенсии по инвалидности.
Просил возложить на ответчика обязанность по выплате ему с 01.01.2015 г. ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью в сумме "данные изъяты"; взыскать задолженность компенсации, рассчитанную с учетом районного коэффициента за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2014 г. в сумме "данные изъяты".
Судом иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе представитель МУ МВД Росси "Красноярское" Тадтаева В.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица ГУ МВД России по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика МУ МВД Росси "Красноярское" Тадтаеву В.В., истца Карпушина В.М., заслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 03.06.2010 с УВД по г.Красноярску в пользу Карпушина В.М. взыскана компенсация возмещения вреда здоровью за период с 01.12.2008 г. по 31.05.2010 г. в сумме "данные изъяты", а также возложена обязанность выплачивать Карпушину В.М. с 01.06.2010 г. ежемесячно денежную компенсацию вреда здоровью в размере, превышающем сумму назначенной и выплачиваемой пенсии по инвалидности и денежным довольствием в размере "данные изъяты", с учетом последующего повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.
Этим решением также установлено, что истец с 2002 года является инвалидом третьей группы по причине военной травмы, полученной 17.02.2002 г. при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, что подтверждается заключением служебной проверки, утвержденной начальником УВД г.Красноярска 07.03.2002 г., свидетельством о болезни N4063, справкой серии МСЭ-2009г N1952056. С 25.11.2009 г. истцу установлена инвалидность без срока переосвидетельствования. Приказом от 24.10.2002 г. он уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. В декабре 2002 года истцу назначена пенсия по инвалидности согласно заключению ФЭУГУВД администрации Красноярского края N14/28054.
06.08.2014 г. истцу ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" установлена стойкая утрата трудоспособности в размере 90%.
23.01.2015 г. истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590.
12.02.2015 г. комиссией ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение по заявлению истца об установлении ему с 06.08.2014 г. ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590.
Между тем, до настоящего времени перерасчет компенсации вреда здоровью истцу не произведен в связи с тем, что им не отозван исполнительный лист, выданный на основании решения Центрального районного суда г.Красноярска от 03.06.2010 г. и который до настоящего времени исполняется.
В соответствии с ч.4 ст.29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N1026-1 "О милиции", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности выплачивается денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по инвалидности.
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции определялся Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15.10.1999 г. N805 (действовавшей до 25.08.2012 г.).
Пунктом 21 Инструкции устанавливалось, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Согласно п.24 Инструкции в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда здоровью сотрудника подлежал соответствующему перерасчету.
В силу ч.3 ст.1085 ГК РФ объем и размер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, могут быть увеличены законом или договором.
С 01.03.2011 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. N3-ФЗ "О полиции", регулирующий в том числе и порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам. Статьей 55 этого Закона признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. N1026-1 "О милиции".
Согласно ч.6 ст.43 Федерального закона "О полиции", в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 19.07.2011 г. N247-03 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлена реформа денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации путем изменения его качественного и количественного состава.
С учетом внесенных изменений с 01.01.2012 г. сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации установлено денежное довольствие, основной частью которого является оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию). Одновременно сокращено количество ранее установленных дополнительных выплат, при этом, изменена структура ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия.
Изменение структуры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации теперь не позволяет применять для целей определения утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации до 01.01.2012 г., ежемесячные и иные дополнительные выплаты, вновь установленные с 01.01.2012 г.
Вместе с тем приказом, МВД России от 18.06.2012 г. N590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, исходя из п.17 которой (в редакции на момент предъявления иска) размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. до 01.01.2012 г., а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу данного приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012 г., с коэффициентом 1,55.
Установление такого порядка направлено на обеспечение равных условий реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации сотрудников, уволенных со службы в период с 18.04.1991 г. до 01.01.2012 г., по сравнению с теми, кто приобрел право на эту компенсацию, уволившись со службы в органах внутренних дел после 01.01.2012 г.
В силу п.2 приказа МВД России от 18.06.2012 г. N590 выплаты, предусмотренные утвержденной им инструкцией, производятся с 01.01.2012 г.
Таким образом, в п.17 Инструкции от 18.06.2012 г. N590 урегулирован вопрос о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в связи с введением новой структуры денежного довольствия в системе Министерства внутренних дел и определен новый порядок расчета и размер выплат в возмещение вреда здоровью сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. до 01.01.2012 г.
В силу изложенного, вывод суда о том, что в связи с изменением правового регулирования спорных отношений истец в соответствии с п.17 Инструкции от 18.06.2012 г. N590 имеет право на перерасчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, с августа 2014 года (то есть с даты установления стойкой утраты трудоспособности в процентах) назначенной ему ранее на основании вступившего в законную силу судебного решения, является правильным.
При этом, право предъявления истцом таких требований закреплено в ч.3 ст.209 ГПК РФ, предусматривающей, что в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.
В настоящем деле предметом спора является изменение определенного судом для взыскания размера ежемесячной денежной компенсации в связи с введением новой структуры денежного довольствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и определением нового порядка расчета и размера выплат в возмещение вреда сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 г. по 01.01.2012 г., к категории которых относится истец.
Доводы ответчика, в том числе изложенные в апелляционной жалобе, о том, что без разрешения вопроса о прекращении исполнительного производства по решению Центрального районного суда г.Красноярска от 03.06.2010 г. не имеется оснований для перерасчета истцу ежемесячной компенсации вреда здоровью, основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального и процессуального права.
Требования истца о перерасчете размера ежемесячной компенсации вреда здоровью подлежат удовлетворению.
Определение размера компенсации вреда здоровью, установленной ч.6 ст.43 Федерального закона "О полиции" и Приказом МВД России от 18.06.2012 г. N590 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца), ставят в зависимость от степени стойкой утраты трудоспособности, которая определена истцу 06.08.2014 г.
Таким образом, в соответствии с решением комиссии ГУ МВД России по Красноярскому краю следует произвести истцу перерасчет размера компенсации вреда здоровью с августа 2014 года.
Основания для перерасчета размера компенсации до этого момента отсутствуют, поскольку ранее истцу степень стойкой утраты трудоспособности не определялась, назначение ежемесячной компенсации вреда здоровью носит заявительный характер, учитывая, что истцу компенсация вреда здоровью выплачивалась ответчиком в порядке исполнения решения суда.
Размер оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки за стаж, применяемый для исчисления пенсии, определен ч.1 ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в силу которой для исчисления пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно расчета пенсии капитана милиции Карпушина В.М. с 01.01.2013 г. должностной оклад по его должности составляет "данные изъяты", оклад по званию - 11 000 рублей, надбавка за выслугу лет - "данные изъяты", а всего "данные изъяты". С 01.01.2013 г. размер денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел не менялся.
Размер пенсии истца до 01.10.2014 г. составлял "данные изъяты", а с 01.10.2014 г. - "данные изъяты".
Статьей 48 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 также предусмотрено исчисление пенсий пенсионерам, на которых распространяется действие данного Закона, с применением соответствующих коэффициентов, установленных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при условии проживания пенсионеров в таких местностях или наличия у них определенного этой нормой Закона стажа службы).
Оплата труда сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере в соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-03 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел включаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (ч.16 ст.2 названного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1237 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Пунктом 9 Приложения к названному Постановлению Красноярский край отнесен к районам, в которых применяется коэффициент 1,2.
Из содержания приведенных нормативных положений в их взаимосвязи и совокупности следует, что предусмотренный п.17 Инструкции повышающий коэффициент 1,55 к размеру утраченного денежного довольствия сотрудника для назначения ежемесячной денежной компенсации установлен для определения среднего значения дополнительных выплат, производимых до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, проходящим службу в обычных условиях, без учета несения ими службы в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Для сотрудников, проходивших службу в районах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями, к категории которых относится истец, в силу ст.2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ в состав денежного довольствия, из которого определяется размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, включается районный коэффициент, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
Таким образом, размер компенсации вреда здоровью за период с августа 2014 года по август 2015 года за вычетом размера компенсации вреда здоровью, выплачиваемый на основании решения суда, составит "данные изъяты", исходя из следующего расчета:
Август, сентябрь 2014:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Октябрь 2014 - август 2015:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Суд пришел к правильному выводу об обязании ответчика выплачивать истцу с 01.09.2015 г. ежемесячно денежную компенсацию вреда здоровью в размере, превышающем сумму назначенной и выплачиваемой пенсии по инвалидности, определенную решением Центрального районного суда г.Красноярска от 03.06.2010 г. в сумме "данные изъяты" и в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности в сумме "данные изъяты", исходя из следующего расчета:
"данные изъяты"
В остальной части в иске о взыскании компенсации вреда здоровью судом правомерно отказано.
Так, основания для удовлетворения требований истца в части возложения обязанности на ответчика выплачивать компенсацию вреда здоровью с последующей индексацией в связи с увеличением оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за выслугу лет, а также с учетом пенсии по инвалидности отсутствуют, поскольку действующая в настоящее время редакция ч.6 ст.43 Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011г. N3-ФЗ "О полиции", устанавливает другой порядок определения размера компенсации, а именно, что он исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
И в соответствии с действующей редакцией закона истцу могла бы быть назначена компенсация вреда здоровью в размере "данные изъяты", что противоречит предписанию, установленному ст.2 Федерального закона от 12.02.2015 г. N15-ФЗ "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, проверялись судом и обоснованно, с приведением убедительных выводов, не приняты им во внимание, что подробно отражено в судебном решении. Оснований для переоценки выводов суда, к чему по существу сводятся доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 28 августа 2015 года изменить, изложив абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Межмуниципальное управление МВД России "Красноярское" выплачивать Карпушину Виктору Михайловичу с 01 сентября 2015 года ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда здоровью в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по инвалидности, определенную решением Центрального районного суда г.Красноярска от 03 июня 2010 года в сумме "данные изъяты" и в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности в сумме "данные изъяты"".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МУ МВД Росси "Красноярское" Тадтаевой В.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.