Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Зыбелевой Т.Д., Пильгановой В.М.,
при секретаре Прутян О.В.,
с участием прокурора Храмовой О.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Букова А.П. и апелляционному представлению Головинского межрайонного прокурора г.Москвы на решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2015 года, которым постановлено:
Взыскать с Управления социальной защиты населения САО г. Москвы в пользу Букова А. П. за счет средств федерального бюджета начиная с 01 января 2015 года ежемесячную денежную сумму в счет возмещения вреда в размере _..руб. с последующей индексацией в соответствии с действующим федеральным законодательством.
установила:
Буков А.П. обратился в суд с иском к УСЗН САО г. Москвы о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью с учетом индексации, взыскании с 01.01.2015г. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере _..руб., мотивируя свои требования тем, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом 2 группы, получателем ежемесячной компенсации за вред причинённый здоровью. Полагает, что ответчиком при назначении сумм возмещения вреда не правильно исчислен осовремененный заработок на 06.03.1998г., не применены коэффициенты индексации сумм в возмещение вреда в 2003 - 2004 годах, что привело к значительному уменьшению размера компенсационных выплат.
В судебном заседании истец и его представители явились, исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части ограничения выплаты суммы по доводам апелляционной жалобы просит Буков А.П., а также об изменении решения по доводам апелляционного представления Головинский межрайонный прокурор г.Москвы.
На заседание судебной коллегии УСЗН САО г. Москвы не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен судом надлежащим образом, уважительных причин неявки не представил и не обеспечил явку в суд своего представителя, судебная коллегия в соответствии со ст.167 ч.3 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав истца и его представителя Баскина К.Е., прокурора поддержавшего апелляционное представление, изучив доводы апелляционной жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Буков А.П. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 05 октября 1986 года по 27 октября 1986 года, в связи с чем ему установлена инвалидность второй группы, дата освидетельствования 20.03.1998 года. 06 марта 1998г. Букову А.П. была установлена 2 группа инвалидности, бессрочно, 100 % утраты профессиональной трудоспособности, в связи с чем истец имеет право на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Букова А.П. о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью на 01.01.2015г., суд исходил из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие Чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), в соответствии с которой указанным лицам гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
При этом, если период работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Из материалов дела следует, что истец Буков А.П. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 05 по 27 октября 1986 г., размер возмещения вреда выплачивается истцу из условного месячного заработка _..руб. и индексировался ответчиком, на 01 июня 2015г. сумма выплат в возмещение вреда истцу с учетом произведенной индексации составила _.. руб. _.. коп.
Из положений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума от 11 мая 2007 N 23) следует, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 года сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ признано утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 71), за исключением абзацев первого и второго пункта 2, которыми: "в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установить, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1986 году - в 6,7 раза; в связи с повышением стоимости жизни установить, что суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз".
Следовательно, для возмещения вреда, определенного в 1986 году ежемесячный заработок истца увеличивается в 6,7 раза, а учитывая его работу на ЧАЭС до 01.01.1991 г. увеличивается еще в 6 раз.
Разрешая требования по существу, суд правильно произвел перерасчет заработка, с учетом индексации сумм в возмещение вреда _..руб. _.. коп., согласившись с расчетом истца приведенным в исковом заявлении, и указав на то, что условный заработок подлежал умножению на коэффициент 6,7 (коэффициент 1986г)., а также на коэффициент 6, а также на коэффициент индексации каждого года в связи с повышением стоимости жизни в 1993 - 1997годах: _..руб. х 6,7 х 6 х 2,5 x 1,9 x 1,81 x 1,9 x 1,4 x 1,678 x 1,27 x 1,259 х 1,05 x 1,048 x 1,045 x 1,2 x 1,1 : 1000 (деноминация) = _..руб. на 01.01.1998г.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении требований об индексации указанных сумм суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, равного 1,581, а с 1 января 2001 г. - с учетом коэффициента, равного 1,515.
12 февраля 2001 г. вступил в действие Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который установил новый критерий индексации указанных выплат.
По смыслу ч. 3 ст. 2 данного Закона, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 г., а с учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, т.е. в г. Москве.
Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы указанным постановлением Конституционного Суда РФ на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4.
Таким образом, суммы возмещения вреда в период с 01 января 2002 года по 31 января 2004 года подлежат индексации на коэффициенты роста прожиточного минимума в г. Москве: 1,636, 1,188, 1,142.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу 29 мая 2004 г., предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные в соответствии с нормами действующего законодательства, индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О "По запросу Верховного суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ "О внесении изменений в статью 5 ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что приведенная выше правовая норма статьи 5 базового закона в редакции 26.04.2004 года об индексации выплат исходя из уровня инфляции не предполагает придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, а также к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались.
В случае если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Таким образом, исходя из приведенного выше толкования действующего и действовавшего ранее законодательства в сфере защиты прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексация возмещения с 01 января 2005 года из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
С учетом вышеуказанных норм и исходя из представленных сторонами доказательств, размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда причинного здоровью Букову А.П. по состоянию на 01 января 2015 года составит _..руб.: сумма _..руб. установленная истцу судом 01.01.1998г. х 1,581 х 1,515 х 1,636 х 1,188 х 1,142 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065 х 1,06 х 1, 055 х 1,05 х 1,055 = _..руб. При этом ответчиком расчет сумм в возмещение вреда предложенный истцом, в возражениях и в суде первой инстанции не оспаривался, и не был опровергнут в суде.
При этом разрешая требования, суд пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация не должна превышать максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, которая в 2015 г. составляет_..руб., указанный вывод суда является неправильным.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) не исключает возможность индексации после 29 мая 2004 г. максимального размера выплат, перечисленных в частях, первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений.
Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 31.07.2006 г. было признано недействующим последнее предложение абзаца третьего пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Обосновывая данный вывод, Верховный Суд РФ в решении указал, что размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной по решению суда за вред, причиненный здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом ее ежегодной индексации не ограничен максимальным размером ежемесячной страховой выплаты, установленным федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
На основании изложенного, сумма возмещения вреда здоровью должна производиться истцу без учета ограничения и ежемесячный размер возмещения вреда здоровью составит на 01.01.2015г. в сумме _..руб., в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением решения об удовлетворении требований Букова А.П.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2015 года- отменить, принять по делу новое решение которым:
Исковые требования Букова А.П. к Управлению социальной защиты населения САО г. Москвы о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью с учетом индексации - удовлетворить.
Взыскивать с Управления социальной защиты населения Северного Административного округа г.Москвы в пользу Букова А. П. с 01 января 2015 года за счет средств федерального бюджета ежемесячную компенсацию вреда здоровью с последующей индексацией в размере - _..руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.