Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Ермиловой В.В.,
судей Мареевой Е.Ю., Демидовой Э.Э.
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г.Москвы В.Г.Г. на решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Ц.А.А. о признании распоряжения начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы незаконным, обязании восстановить заявителя и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы от **** года N ****.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Ц.А.А. и членов его семьи - Ц.Э.Л., Ц.А.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городе Москве в соответствии с учетным делом N ***, как состоящих на учете с ***года",
установила:
Ц А.А. обратился в суд с заявлением о признании распоряжения начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы незаконным, обязании восстановить заявителя и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Москвы, ссылаясь на то, что Распоряжением начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в ЮВАО М.В.В. от ****г. N **** было отменено Распоряжение главы управы Южнопортового района ЮВАО г.Москвы от ***г. N ***, которым заявитель и его семья в составе жены Ц Э.Л. и дочери Ц А.А. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, заведено учетное дело N *****.
На основании изложенного заявитель просит суд признать незаконным и отменить Распоряжение начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г. Москвы М.В.В. от ***г. N **** и обязать Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы восстановить заявителя и членов его семьи - Ц А.А., Ц Э.Л. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с учетным делом N ****, как состоящих на учете с ***** года.
Заявитель Ц А.А., представитель заявителя по доверенности - адвокат по ордеру - Д А.А., в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили заявление удовлетворить.
На основании постановления Правительства Москвы от 20.11.2014г. N 683-ПП полномочия Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы перешли к Департаменту городского имущества г.Москвы.
Представитель заинтересованного лица - Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит в апелляционной жалобе представитель ДГИ г.Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ДГИ г.Москвы В.Г.Г., представителя Ц А.А. - Д А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом первой инстанции установлено, что Распоряжением главы управы Южнопортового района ЮВАО г.Москвы от ***г. N *** Ц.А.А. и члены его семьи - жена Ц Э.Л., дочь Ц А.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заведено учетное дело N *****л.д.16).
Распоряжением начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы от ***г. N **** Распоряжение главы управы Южнопортового района ЮВАО г.Москвы от ***г. N *** отменено на том основании, что Департаментом установлено, что Ц А.А. на основании свидетельства о собственности от ***г. N *** принадлежит двухкомнатная квартира, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м по адресу: ***** (л.д.21 - 22).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департаментом в лице начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы незаконно произведено снятие заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку как на момент принятия на учет, так и в настоящее время заявитель и члены его семьи обладали и обладают жилыми помещениями, площадь которых, приходящаяся на долю заявителя и членов его семьи, меньше учетной нормы для квартир коммунального заселения (15 кв.м), в связи с чем заявитель и члены его семьи сохраняют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не согласиться с выводами суда оснований у судебной коллегии не имеется.
Как установлено п.1 ч.1 ст.8 Закона г.Москвы от 14.06.2006г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Из ч.ч.1 - 4 ст.9 Закона г.Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Как правильно указал суд первой инстанции, как на момент принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в настоящее время заявитель зарегистрирован и проживает в комнате, жилой площадью **** кв.м, общей площадью **** кв.м в ***-хкомнатной коммунальной квартире по адресу: ****.
На основании договора передачи от ***г. N ****, заключенного между Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮВАО г.Москвы и Ц А.А., Ц Э.Л., собственниками данной комнаты в равных долях являются дочь и жена заявителя - Ц А.А., Ц Э.Л., зарегистрированные по месту жительства по этому же адресу (л.д.12). Ц А.А. отказался от права на приватизацию данной комнаты (л.д.13). Данные обстоятельства также подтверждаются Единым жилищным документом от 20.02.2015г. N ******(л.д.17 - 19).
Как следует из решения Хорошевского районного суда г.Москвы от 18.12.2014г., ****г. квартира по адресу: **** передана в совместную собственность Ц А.А., Ц В.А., Ц М.А. (мать и сестра заявителя); решением суда определены доли собственников данной квартиры по *** за каждым (л.д.23, 46). Решение суда вступило в законную силу 27.01.2015г. *****г. Ц А.А. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на 1/3 долю в указанной квартире (л.д.47); данные обстоятельства также подтверждаются Единым жилищным документом от ****. N **** (л.д.48).
Согласно ч.1 ст.9 Закона г.Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Заявитель и члены его семьи имели и имеют в собственности жилое помещение, общей площадью **** кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: **** и ***3 часть (долю) жилого помещения, общей площадью *** кв.м по адресу: ****, то есть - *** кв.м. Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи, составляет ***кв.м (*** кв. м + *** кв. м), на каждого члена семьи заявителя приходится по ** кв.м площади жилых помещений (**** кв.м / 3).
На момент принятия заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовали положения Закона г.Москвы от 15.01.2003г. N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы", в соответствии с ч.5 ст.2 которого норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.
В настоящее время аналогичные положения закреплены в ч.3 ст.9 Закона г.Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что как на момент принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в настоящее время норма постановки на учет устанавливалась в размере 15 кв.метров общей площади для коммунальных квартир, снятие семьи Ц А.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было произведено с нарушением требований законодательства.
При этом как правильно отметил суд, действия заявителя и членов его семьи по заключению договора передачи от ***г. N *** и определению долей в квартире по адресу: ***** не привели к ухудшению жилищных условий заявителя и членов его семьи, в связи с чем не могут являться основанием для снятия заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод представителя ДГИ г.Москвы о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, был надлежащим образом проверен судом и не нашел своего подтверждения.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Признав незаконным оспариваемое распоряжение, суд правомерно обязал Департамент городского имущества г.Москвы восстановить Ц.А.А. и членов его семьи - Ц Э.Л., Ц А.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городе Москве в соответствии с учетным делом N ****, как состоящих на учете с ***** года.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда г.Москвы от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества г.Москвы В.Г.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.