Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В., при секретаре Клименко И.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе В.а Н.я А.а на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований В.а Н.я А.а о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности ..а отдела к руководителю территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью не менее 2,5 млн. человек, произведении расчета пенсии,
установила:
Истец В. Н.А. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с иском к ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России) о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности ..а отдела к руководителю территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью менее 2,5 млн. человек, произведении с 01 января 2012 года расчета пенсии исходя из должностного оклада в размере 30000 руб.
Требования мотивировал тем, что он занимал должность ..а Отдела Федеральной службы налоговой полиции России по Коми-Пермяцкому автономному округу, то есть являлся руководителем территориального органа в субъекте Российской Федерации. В связи с реорганизацией ОФСНП по Коми-Пермяцкому автономному округу в ноябре 2001 года был уволен с должности по сокращению штатов с правом на пенсию. В связи с ликвидацией налоговой полиции пенсионное обслуживание было передано в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. С января 2012 года в системе МВД России постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 03 ноября 2011 года были установлены новые должностные оклады. Пенсионеры налоговой полиции были приравнены к сотрудникам внутренних дел. При установлении должностного оклада Управлением ФЭД МВД России неправильно определен статус отдела и нарушены его пенсионные права.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе В. Н.А. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на то, что дело рассмотрено в его отсутствие, в то время как о времени и месте судебного заседания его не извещали.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения В.а Н.А., возражения представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации К. Н.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
В силу положений ст. 155 ГПК Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии со ст. 113 ГПК Российской Федерации лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Согласно ч. 2 ст. 167 ГПК Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В апелляционной жалобе истца указано, что он не был извещен о дате судебного заседания, назначенного на 02 декабря 2014 года, в связи с чем был лишен возможности участвовать в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что 10 октября 2014 года В. Н.А. был извещен по телефону о судебном заседании, назначенном на 02 декабря 2014 года (л.д. 44а), в то время как определение о назначении дела к судебному разбирательству на 02 декабря 2014 года было постановлено лишь 21 октября 2014 года (л.д. 27).
При таком положении телефонограмму от 10 октября 2014 года об извещении В.а Н.А. о судебном заседании, назначенном на 02 декабря 2014 года, нельзя считать надлежащим извещением, поскольку на указанную дату дело еще не было назначено к судебному разбирательству.
Иных доказательств извещения В.а Н.А. о судебном заседании, назначенном на 02 декабря 2014 года, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд при отсутствии сведений о надлежащем извещении истца в нарушение ч. 2 ст. 167 ГПК Российской Федерации рассмотрел дело в его отсутствие, лишив истца возможности реализовать свои права, предусмотренные ст. 35 ГПК Российской Федерации, в том числе участвовать в судебном заседании, представлять суду доказательства в подтверждение своей правовой позиции.
В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. Поскольку суд рассмотрел дело в отсутствие истца В.а Н.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия на основании определения от 10 ноября 2015 года перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия установила, что В. Н.А. приказом Федеральной налоговой полиции Российской Федерации от 26 декабря 1997 года N ..-лс был принят с 10 декабря 1997 года на службу и назначен на должность ..а Отдела ФСНП России по Коми-Пермяцкому автономному округу (л.д. 17).
Приказом директора ФСНП России от 22 октября 2001 года N 702 л/с В. Н.А. 31 октября 2001 года был уволен со службы в органах налоговой полиции по сокращению штатов с указанной должности с исключением из списков сотрудников налоговой полиции (л.д. 18).
На день увольнения должностной оклад В.а Н.А. составлял 1404 руб. (л.д. 16).
Истец состоит на пенсионном обеспечении в Главном управлении МВД России по Пермскому краю.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно части 1 статьи 49 этого же Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, подлежат пересмотру при увеличении учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
На основании Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ с 01 июля 2002 года приказом ФСНП России от 25 июля 2002 года N 350 по должности, занимаемой В.ым Н.А., был установлен оклад в размере 2430 руб. - 2695 руб. С 01 июля 2002 года пенсия В.у Н.А. начислялась из внутреннего размера оклада по должности в размере 2613 руб. 74 коп.
С 01 января 2012 года Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 внесены изменения и ст. 43 дополнена частью 2, которой предусмотрено, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и, начиная с 01.01.2013, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера, а часть 1 ст. 49 Закона изложена в следующей редакции: "Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона".
Статьей 12 Федерального закона N 309-ФЗ от 08.11.2011 определен порядок его вступления в силу, который предусматривает, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 01.01.2012 в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 подлежат пересмотру с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона (ч. 8). При пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона 19.07.2011 N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01.01.2012 (ч. 9).
При таких данных, с 01.01.2012 произведено реформирование системы денежного довольствия лиц, получающих пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий; действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также порядок назначения им пенсий и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19.06.2002 N 11-П, от 27.11.2008 N 11-П, от 11.07.2002 N 191-О, от 16.05.2007 N 375-О-П и др.).
С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии со ст. 1 которого Закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел РФ и граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел.
В силу положений ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона с 01.01.2012, определяющей понятие и состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ N 247-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Частью 4 ст. 2 данного Закона установлено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.
С 01 января 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", изданного во исполнение ФЗ N 247-ФЗ установлены оклады по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 данного постановления предусмотрено, что при пересмотре размеров пенсий с 01 января 2012 года гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью следует устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Должностные оклады по нетиповым должностям в отношении руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, лиц начальствующего состава центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации с 01.01.2012 установлены Приказом МВД России от 01.12.2011 N 1191, согласно которому по должности ..а управления (кроме поименованного в территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. чел.) установлен 38 тарифный разряд, который в денежном эквиваленте составляет 23000 руб. (приложение N 25 к приказу N 1191).
Поскольку должностные оклады по упраздненным штатным должностям не установлены ни Постановлением Правительства РФ N 878 от 03.11.2011, ни приказами МВД России, данные вопросы рассматриваются Комиссией по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, созданной в соответствии с Приказом МВД России от 22.10.2002 N 1022 "О создании комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел", которым также утверждено Положение о вышеуказанной Комиссии и ее состав.
Согласно указанному Приказу Комиссия по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России создана с целью проведения единой политики в области пенсионного обеспечения в системе МВД России и в целях разрешения спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных со службы военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей. Основными задачами Комиссии является разрешение спорных вопросов, возникающих при назначении и перерасчете пенсий пенсионерам МВД России, определение размеров должностных окладов для назначения и перерасчета пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим внутренних войск МВД России по упраздненным штатным должностям, рассмотрение спорных вопросов назначения и выплаты пенсий по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в отношении уволенных со службы (военной службы) сотрудников и военнослужащих.
В соответствии с п. 11 Раздела III указанного Положения, Комиссия приравнивает на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД об установлении размеров должностных окладов, должностные оклады для назначения пенсий по упраздненным должностям сотрудников и военнослужащих к окладам по аналогичным должностям, существующим на день назначения пенсии или ее перерасчета.
Из объяснений представителя ответчика следует, что указанный оклад В.у Н.А. установлен решением комиссии, которое истцом не обжаловалось. Данное обстоятельство В.ым Н.А. не опровергнуто.
Довод В.а Н.А. о том, что размер его пенсии должен быть пересчитан исходя из оклада в размере 30000 руб., применительно к окладу _ территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. чел., является несостоятельным, поскольку указанный размер месячного оклада предусмотрен п. 4 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и относится к типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в то время как должность истца на момент указанного перерасчета размера пенсии уже упразднена.
При этом судебная коллегия отмечает, что вопрос о перерасчете истцу размера пенсии из оклада в размере 30000 руб. по должности ..а (_.) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн. человек уже был предметом рассмотрения Свердловского районного суда г. Перми, решением которого от 30 января 2013 года В.у Н.А. отказано в удовлетворении исковых требований. Данное решение суда апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 17 июня 2013 года оставлено без изменения и вступило в законную силу. Соответственно по отношению к В.у Н.А. указанные судебные акты имеют преюдициальное значение.
Требование истца о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации не основано на законе и удовлетворению не подлежит, поскольку не входит в компетенцию суда в силу следующего.
В соответствии со ст.77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Преамбулой Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются также Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Система органов исполнительной власти является составной частью понятия схемы управления и должна утверждаться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства законом субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 02 декабря 2014 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований В.а Н.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 02 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В.у Н.ю А.у в иске к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании отдела Федеральной службы налоговой полиции по Коми-Пермяцкому автономному округу Территориальным органом в субъекте Российской Федерации, приравнивании ранее занимаемой должности ..а отдела к _. территориального органа Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации с численностью менее 2,5 млн. человек, произведении расчета пенсии - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.