Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Рачиной К.А., Лобовой Л.В.,
при секретаре Федотовой Ю.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционным жалобам С* Д.В., ПАО "Аэрофлот" на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований заявления С* * о признании бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) незаконным, обязании выдать свидетельство линейного пилота отказать,
установила:
С* Д.В. обратился в суд с заявлением признании бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) незаконным, обязании выдать свидетельство линейного пилота, ссылаясь на то, что его работодатель **** неоднократно обращался в Росавиацию с требованием выдать С* Д.В. свидетельство линейного пилота, однако все обращения оставлены без ответа. В этой связи заявитель просил суд обязать Росавиацию выдать ему свидетельство линейного пилота и внести сведения о нем в федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В судебном заседании С* Д.В. и его представитель требования заявления поддержали.
Представитель Росавиации возражал против удовлетворения требований, представил письменные возражения, которые поддержал в судебном заседании.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просят С* Д.В., ПАО "Аэрофлот" по доводам своих апелляционных жалоб.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда 30 ноября 2015 г. в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, ч. 5 ст. 330 ГПК РФ определила перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. ПАО "Аэрофлот" было привлечено к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием к отмене решения и основанием для рассмотрения дела в апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Судебная коллегия находит, что постановленное судом решение не соответствует вышеуказанным требованиям процессуального закона, поскольку признание бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) незаконным, обязании выдать свидетельство линейного пилота С* Д.В., состоящего в трудовых отношениях с ПАО "Аэрофлот", либо отказ в удовлетворении заявленных требований, безусловно, повлияет на права и интересы последнего.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения С* Д.В. и его представителей по доверенностям * В.В., * Д.А., представителя * по доверенности* Д.А., представителя Росавиация по доверенности * Т.В., судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
При разрешении данного спора судом апелляционной инстанции установлено, что в 19**году С* Д.В. окончил * высшее военное авиационное училище летчиков * и ему присуждена квалификация "*" по специальности "*".
Согласно диплому указанного учебного учреждения С* Д.В. прошел обучение по подготовке специалистов государственной авиации для обеспечения задач в области обороны Российской Федерации.
В период с 19* года по 20* год он выполнял полеты в качестве второго пилота в государственной авиации.
В последующем С* Д.В. проходил обучение в различных учреждениях дополнительного образования, о чем были представлены свидетельства и результаты прохождения дополнительного обучения, в том числе сертификат о прохождении обучения в компании "*".
С 2011 года С* Д.В. состоит в трудовых отношениях с * (ранее *) в должности *воздушного судна.
16 июня 2011 года С* Д.В. было выдано Росавиацией свидетельство линейного пилота серии * N*.
Вместе с тем, документов, подтверждающих обучение/переобучение С* Д.В. в учебных заведениях гражданской авиации, осуществляющих подготовку пилотов коммерческой авиации, линейных пилотов С* Д.В, не представлено.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) от 10 декабря 2014 года N 809 аннулированы свидетельства авиационных специалистов, в том числе свидетельство линейного пилота серии * , выданное 16 июня 2011 года С* Д.В. ввиду представления недостоверных сведений и (или использования) подложных документов.
16 января, 02 февраля, 04 марта и 31 марта 2015 года * обращалось в Росавиацию с ходатайствами о выдаче С* Д.В. свидетельства линейного пилота, поскольку он имеет необходимую квалификацию, часы налета, прошел обучение, необходимое для получения свидетельства.
Письмом от 19 марта 2015 года С* Д.В. было разъяснено, что оснований для признания утратившим силу приказа N809 в отношении него не имеется. Воздушным законодательством РФ не предусмотрено восстановление свидетельства авиационного специалиста. Одновременно С* Д.В. разъяснен порядок получения свидетельства, указаны требования для его получения.
Письмом от 22 апреля 2015 года Росавиация ответила * на обращения в отношении получения свидетельства на С* Д.В., указав, что возобновление действия аннулированных свидетельств не предусмотрено действующим законодательством.
Статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В силу статьи 54 названного Кодекса подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4).
Полномочиями по утверждению программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 наделена Росавиация.
Распоряжением Росавиации N АЮ-241-р от 02 августа 2006 года утверждена программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации.
Согласно данному распоряжению подготовка пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего летного опыта, осуществляется в ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по делу, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд апелляционной инстанции, учитывая, что С* Д.В., являясь пилотом государственной авиации, не прошел обучение/ переобучение в вышеуказанных и утвержденных Росавиацией ВУЗах, в результате чего оснований для выдачи свидетельства линейного пилота у Росавиации, равно как и внесении информации о С*е Д.В. в федеральную государственную информационную систему "реестра выданных свидетельств авиационного персонала" не имеется, приходит к выводу о том, что требования С* Д.В подлежат оставлению без удовлетворения, тот факт, что С* Д.В. проходил переподготовку в учебных центрах, которые, как указывает С* Д.В., рекомендованы Росавиацией, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку прослушивание различных курсов дополнительного образования не исключает необходимости профессиональной подготовки/переподготовки в соответствующих высших образовательных учреждениях, утвержденных Росавиацией.
С* Д.В., в обоснование своей позиции, также ссылается на представленные в материалы дела, в том числе - л.д.157-158 - сообщение и.о. начальника Управления летной эксплуатации Росавиации от 22.05.2015г., л.д.185-187 - сообщение Минтранса России от 03.11.2015г. Однако, указанные сообщения представлены в материалы дела в виде незаверенных ксерокопий, кроме того, из них следует, что они не касаются С* Д.В., в них рассматриваются вопросы, касающиеся других граждан, обращавшихся за разрешением своих конкретных вопросов в различные ведомства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 06 мая 2015 года отменить и принять новое решение.
в удовлетворении требований С* * о признании бездействия Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) незаконным, обязании выдать свидетельство линейного пилота отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.