10 декабря 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Зыбелевой Т.Д., Рачиной К.А.,
при секретаре Теплове К.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Киселева А.В. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 28 августа 2015 года, которым постановлено:
Киселеву А.В. в удовлетворении заявления об оспаривании решения начальника Отдела социальной защиты населения районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского административного округа города Москвы С* об отказе в распределении санаторно-курортной путевки отказать,
установила:
Киселев А.В. 21.07.2015 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отдела социальной защиты населения районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского административного округа города Москвы (далее - ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗелАО города Москвы) об отказе в распределении санаторно-курортной путевки на Черноморское побережье в летний период, в котором просил обязать распределить ему санаторно-курортную путевку на Черноморское побережье в летний период 2015 года, мотивируя обращение тем, что является ветераном боевых действий и в связи с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) имеет право на преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации, однако при обращении в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗелАО города Москвы в предоставлении путевки ему было отказано.
В судебном заседании Киселев А.В. требования поддержал.
Руководитель ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы С* в судебном заседании требования не признала.
28.08.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Киселев А.В. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии Киселев А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель УСЗН ЗелАО города Москвы в лице начальника ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы С*, действующей по доверенности от 01.07.2015, против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киселев А.В., *** года рождения, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ, о чем Министерством обороны РФ 18.10.2004 ему выдано удостоверение.
*** Киселев А.В. обратился в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы с заявлением о постановке на учет для получения санаторно-курортной путевки, представив справку формы N *** ГБУЗ ГП N 201 ДЗМ от ***, в которой указано о рекомендованном Киселеву А.В. лечении по профилю органов *** в санаториях Краснодарского края в летний период (л.д. 79, 81); из объяснений руководителя ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы следует, что с указанного времени Киселев А.В. состоит на очереди на получение санаторно-курортного лечения как федеральный льготник по категории "ветеран боевых действий".
*** Киселев А.В. обратился в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки по профилю в рекомендованное врачом место и время лечения, на которое *** ему дан ответ о том, что по состоянию на 08.07.2015 в очереди на получение путевок по указанному направлению, месту и сезону он учтен под N 15, и путевка будет предоставлена согласно электронной очереди (л.д. 15-16).
*** ГБУЗ ГП N 201 ДЗМ выдало Киселеву А.В. справку формы N 070/у, в которой указано о рекомендованном лечении на Черноморском побережье Краснодарского края (Мацеста) (л.д. 17), которая представлена им в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы 21.07.2015 (л.д. 80).
На момент обращения Киселева А.В. в суд 21.07.2015 и разрешения спора в суде 26.08.2015 очередность Киселева А.В. составляла N 10, о чем указано в отзыве ОСЗН районов Старое Крюково и Силино ЗАО города Москвы, в связи с чем путевка Киселеву А.В. не предоставлена.
Меры социальной поддержки, указанные в п. 1 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного закона; меры социальной поддержки, указанные в п. 2 ст. 16 Федерального закона, - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 3 закона; меры социальной поддержки, указанные в п. 3 ст. 16 Федерального закона, - ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 3 закона; при этом меры социальной поддержки в виде преимущественного обеспечения путевками в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний предусмотрены в п. 2 и п. 3 ст. 16 Федерального закона N 5-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.1.).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Минздравсоцразвития РФ.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Минздравсоцразвития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256, в п. 1.5. которого указано, что срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.12.2014 N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 09.03.2015, в которой предусмотрено ее действие в течение 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по соответствующей форме, подается гражданином в территориальные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы ФСС РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами ФСС РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ.
ФСС РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1294).
На основании ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2015 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2014 N 1211н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем настоящего пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 1028,9 рублей; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1609,4 рублей; оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 приказа).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями ФСС РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.7 Федерального закона от 10.70.1999 N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы ФСС РФ, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
С учетом вышеизложенного, разрешая заявленные Киселевым А.В. требования, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что непредоставление Киселеву А.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год не свидетельствует о лишении принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение или об отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи; путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Киселеву А.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Киселева А.В. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование и применение действующего законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 28 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.