Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Вишняковой Н.Е
судей Казаковой О.Н., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Р* О.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е. дело по апелляционной жалобе Блянихова А.Х. на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 июля 2014 года, которым постановлено:
В иске Блянихова А* Х* к Федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" об обязании выдать разрешение на ознакомление с инвентарным делом на квартиру отказать.
установила:
Блянихов А.Х. обратился в суд с иском к ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об обязании выдать разрешение на ознакомление с инвентарным делом на квартиру, мотивируя свои требования тем, что 27 августа 2013 истец, являясь наследником по закону, обратился с письмом к ответчику с требованием о выдаче разрешения на ознакомление с инвентарным делом па квартиру N * в доме N * по *, находящегося в архиве Кабардино-Балкарского филиала, а также с требованием об обязании руководителя филиала предоставить ответы па вопросы истца: о получении и исполнении филиалом судебного акта по гражданскому делу по иску Блянихова X. М. к Махиеву А.Ш. и др., где ответчиком является Нальчикский городской отдел филиала; об обязаании факта изготовления и выдачи сотрудниками филиала технических паспортов на квартиру N *, расположенную по адресу: *, Махиеву А.Ш., Кумышеву С.А., Блиеву К.Р., Кумышевой А.Х., Бжахову Х.А.; о наличии в архиве филиала вышеуказанных технических паспортов. Обращение истца в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" было обусловлено тем, что архивы БТИ являются федеральной собственностью и переданы в ведение и пользование филиала. Однако истцу ответили отказом. При этом истец считает данный отказ неправомерным, поскольку своими действиями ответчик лишил истца доступа к открытым информационным ресурсам, тем самым нарушив ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другие федеральные законы.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в соответствии с которым просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просят в своей жалобе Блянихов А.Х.
Стороны на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Ответчиком представлены письменные возражения на апелляционную жалобу и заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд, то есть совокупность всех находящихся на территории Российской Федерации жилых помещений, подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 , технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда , БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, информационное - и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (п. 7 Постановления N 1301).
В соответствии с п. 14 вышеуказанного Постановления , учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
Согласно п. 8 вышеуказанного Постановления, техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ, в соответствии с п. 15 Постановления N 1301 и п. 8.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. N 37, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 22 Порядка доступа и выдачи информации из архивов организаций, аккредитованных на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.08.2011 г. N 255-ПП, подлинники учетно - технической и иной документации, хранящиеся в архивах БТИ не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 указанного порядка, снятие копий с технической документации, а также всякого рода выборки и выписки из инвентарных дел представителями сторонних организаций, а также физическими лицами не допускаются.
В силу п. п. 2, 4 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать и подлежит храпению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства, а под документом архивного фонда Российской Федерации -архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению.
Включение архивных документов в состав архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов, которая проводится экспертно - проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела в пределах их компетенции (ст. 6 Закона N 125-ФЗ).
Судом по делу установлено, что 27.08.2013 г. истцом было направлено письмо в адрес ответчика с просьбой предоставить информацию, а также разрешить ознакомиться с инвентарным делом на квартиру N *, расположенную по адресу: *.
11.09.2013 г. истцу дан ответ письмом N 04/1131 о том, что Филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино- Балкарской Республике готов выдать истцу справку-характеристику на квартиру в соответствии с решением Нальчикского городского суда от 22.07.2013 г., для чего истцу следует обратиться в Нальчикское городское отделение филиала.
Вопрос о предоставлении истцу возможности ознакомления с инвентарным делом уже был исследован в рамках гражданского дела N 2-633/2014 по иску А.Х. Блянихова к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики о возложении обязанности па Правительство КБР вынести распоряжение о Разрешении на ознакомление с инвентарным делом па квартиру в архиве Кабардино-Балкарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и признании отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений КБР в предоставлении права на ознакомление с инвентарным делом незаконным.
Указанным решением суда установлено, что Блянихов А.Х. 05.08.2013г. обращался в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БУИ" по КБР с заявлением на предоставление права ознакомления с материалами инвентарного дела и просьбой о выдаче ему копий документов, находящихся в нем, на что 15.08.2013г. был получен ответ, из содержания которого следует, что для получения запрошенных сведений ему необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты за предоставленную информацию, что свидетельствует о том, что БТИ не было отказано Блянихову А.Х. в предоставлении инвентарного дела, а истец сам не воспользовался свои правом и им не был соблюден порядок, предусмотренный Постановлением Правительства N 255-ПП "О порядке доступа и выдачи информации из архивов организаций, аккредитованных на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в КБР".
Апелляционным определением Верховного суда КБР от 02.04.2014 по делу N 33-577/2014 оставлено без изменения решение Нальчикского городского суда КБР от 04.02.2014 г. об отказе в удовлетворении исковых требований А.Х. Блянихова.
Данным определением также установлено, что ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ по КБР не уклонялось от предоставления запрошенных сведений, так как согласно письменному ответу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по КБР N Ф-07/1775 от 15.08.2013 г. для получения этих сведений ему необходимо было произвести оплату, что им сделано не было.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказана неправомерность действий ответчика и нарушение ответчиком прав истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, т.к. они основаны на нормах действующего законодательства, анализ которых дан в решении суда.
В своей жалобе Блянихов указывает на то обстоятельство, что отказом ответчика о предоставлении ему информации были нарушены его права.
С данным доводом судебная коллегия не согласна в силу следующего.
Ответчиком, по письменному обращения Истца от 27.08.2013г., было направлено письмо N 04/11318 от 11.09.2013г., в котором сообщалось, что ответчик готов выдать справку -характеристику. Для получения указанного документа необходимо обратиться в установленном порядке в Нальчикское городское отделение Филиала. В данной ситуации ответчик действовал правомерно, права и свободы истца нарушены не были. Предприятие готово выдать необходимый документ, однако Блянихов не воспользовался своим правом.
Относительно предоставления сведений, перечисленных в обращении Истца от 27.08.2013г. Нальчикским городским отделением Филиала от 09.07.2012г. N Ф-07/01-277 истцу предоставлялся ответ. Кроме того, требования истца о предоставление сведений о судебных актах находящихся у ответчика и порядке и сроках их исполнения не обоснованы. Предоставление таких сведений не относится к сведениям по видам деятельности Предприятия, которые предоставляются Предприятием по запросу граждан в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не относится к видам общедоступной информации.
Порядок доступа и выдачи информации, содержащейся в архивах организаций, аккредитованных на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляется в порядке и на основании следующих нормативных актов:
- Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (редакция от
30.01.2013) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации";
- Приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 37 от 04.08,1998г. (редакция от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации";
- Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 255-ПП от
19.08.2011г. "О порядке доступа и выдачи информации из архивов организаций,
аккредитованных на осуществление технического учета и технической инвентаризации
объектов капитального строительства в Кабардино-Балкарской Республике".
В соответствии с п.4 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3, п.7, п.8, п.11, п.14, п.15, п.17 Положения, утвержденного Постановлением N 1301, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Отчуждение архивов БТИ не допускается.
Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, (п.8 Инструкции, п. 15 Постановления N 1301)
Должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований Положения, утвержденного Постановлением N 1301.
Региональным нормативным актом в Кабардино-Балкарской Республике, регулирующим порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ является Постановление КБР N 255-ПП, в соответствии с которым:
- Информация об объектах, содержащаяся в архивах БТИ, представляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Порядком, утвержденным Постановление КБР N 255-ПП (п. 3 Постановление КБР N 255-ПП).
- В заявлении (запросе) о выдаче информации из архивов организаций технической инвентаризации указываются: наименование объекта недвижимого имущества; местоположение соответствующего объекта; характер запрашиваемой информации; фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого запрашиваются сведения о наличии объектов недвижимости; сведения о заявителе (п.6 Постановление КБР N 255-ПП).
- К письменному заявлению (запросу) прикладывается также документ, подтверждающий факт оплаты за предоставленную информацию (п.6 Постановление КБР N 255-ПП).
Из чего следует, что документ подтверждающий оплату, должен подаваться вместе с заявлением.
Согласно п. 15 Постановления КБР N 255-ПП, аккредитованные организации представляют физическим и юридическим лицам сведения об объектах, техническую инвентаризацию которых они осуществляют за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается действующим законодательством.
Пунктом 11 Постановления КБР N 255-ПП , предусмотрены основания для отказа в предоставлении информации.
В соответствии с п. 22 Постановления КБР N 255-ПП, подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивах БТИ, не выдаются.
В соответствии с п. 23 Постановления КБР N 255-ПП , снятие копий с технической документации, а также всякого рода выборки и выписки из инвентарных дел физическими лицами не допускаются.
Учитывая вышеизложенное, ответчик сделал все возможное, в рамках действующего законодательства, для предоставления истцу возможности получить необходимую информацию об объекте недвижимости. Но истцом не был соблюден порядок о выдаче информации, а поскольку БТИ несут ответственность за ненадлежащее исполнение требований по соблюдению Положения, утвержденного Постановлением N 1301, выдать информацию в нарушение порядка не представляется возможным.
Ссылки в апелляционной жалобе на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики и апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в силу следующего.
Нальчикским городским судом, в рамках судебного дела N 2-633/14 по иску Блянихова А.Х. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики, уже исследовался вопрос о возложении обязанности на вынесение распоряжения о разрешении на ознакомление с инвентарным делом на объект недвижимости и о признании отказа в предоставлении права на ознакомление с инвентарным делом на объект недвижимости незаконным. Вынесено решение от 04.02.2014г., в удовлетворении исковых требований было отказано.
Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики апелляционным определением от 02.04.2014г. по делу N 33-577/2014 оставил без изменения решение Нальчикского городского суда от 04.02.02014г., а апелляционную жалобу Блянихова А.Х. без удовлетворения.
В решении Нальчикского городского суда указано, что "из приобщенных истцом в ходе судебного заседания документов следует, что Блянихов А.Х. 05.08.2013г. обращался в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по КБР с заявлением на предоставление права ознакомления с материалами инвентарного дела и просьбой выдачи ему копий документов, содержащихся в нем, на что 15.08.2013г. был получен ответ, из содержания которого следует, что для получения запрошенных сведений ему необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты за предоставленную информацию, что свидетельствует о том, что БТИ не было отказано Блянихову А.Х. в предоставлении инвентарного дела, а истец сам не воспользовался своим правом и им не был соблюден порядок, предусмотренный Постановлением Правительства КБР N255-ПП "О порядке доступа и выдачи информации из архивов организаций, аккредитованных на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в КБР".
В апелляционном определении Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики указано: "Судебная коллегия отмечает, что применительно к рассматриваемым обстоятельствам судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" по КБР не уклонялось от предоставления истцу запрошенных сведений, так как согласно письменному ответу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по КБР N Ф-07/1775 от 15.08.2013 г. для получения этих сведений ему необходимо было произвести оплату, что им сделано не было".
Указание Истцом на то, что правовые отношения регулируются определенными нормативными актами не состоятельно, поскольку:
- Федеральными законами:
N 58-ФЗ от 27.05.2003г. "О системе государственной службы Российской Федерации" определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации;
N 184 от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливаются полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти;
N 210 от 27.07.2010г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия;
N 133-ФЗ от 28.07.2012г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" вносятся изменения в федеральные законы регулирующие предоставление различных государственных и муниципальных услуг.
Приказом Минкультуры России от 03.06.2013 N 635 (с изм. от 24.09.2014) " Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах" установлены правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, регистрационный N 9059), и регулирует отношения в части организации работы пользователей в читальных залах государственных и муниципальных архивов.
Архивы БТИ к вышеперечисленным видам архивов не относятся.
Также, БТИ не является органом государственной или муниципальной власти, не относится к органам местного самоуправления. Его деятельность основана и регулируется нормами Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". В соответствии со ст.ст. 50, 113-114 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Уставом, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является самофинансируемой коммерческой организацией, деятельность которой направлена на извлечение прибыли.
Федеральный закон N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), не регулируют отношения между истцом и ответчиком, так как целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона N 135-ФЗ). Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона N 135-ФЗ).
При таких данных, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.