Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
при секретаре Килиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-85/15 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фин.кард" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004028:1029, общей площадью 11125,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фин.Кард" 21 ноября 2014 года обратилось в Московский городской суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004028: 1029, общей площадью 11125,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, утвержденных постановлением Правительства Москвы N 752-ПП от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" и с учетом изменения требований в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просило установить кадастровую стоимость данного здания равной его рыночной стоимости, определенной ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года, в размере 1 681 156 775 руб. по состоянию на 01 января 2013 года с применением установленной решением суда кадастровой стоимости здания для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года. Также заявитель просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения об установленной решением суда новой кадастровой стоимости здания в обозначенном выше размере по состоянию на 01 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью "Фин.Кард" (далее по тексту также Общество, заявитель) указало на то, что поименованное здание принадлежит Обществу на праве собственности, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость здания затрагивает права заявителя как налогоплательщика по налогу на имущество организаций, поскольку кадастровая стоимость здания является налоговой базой для расчета и уплаты данного налога; завышенная кадастровая стоимость здания влечет увеличение для Общества налогового бремени; верность итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости подтверждена положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 629 от 22 апреля 2015 года.
Рассмотрение настоящего дела осуществляется судом, в том числе по просьбе Общества, по правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений в связи с тем, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (Государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и являются основанием для определения налоговых и иных платежей, утверждаются заказчиком работ.
Представитель заявителя по доверенности Дородных А.Н. в судебное заседание явилась, поддержала измененные в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания, установлении его кадастровой стоимости, равной рыночной, определенной ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года и составляющей 1 681 156 775 руб. по состоянию на 01 января 2013 года, с применением установленной решением суда кадастровой стоимости для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей с 1 января 2014 года; на удовлетворении требования об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения об установленной решением суда новой кадастровой стоимости здания в обозначенном выше размере по состоянию на 01 января 2013 года не настаивала; представитель заявителя подтвердила, что спорное здание принадлежит Обществу на праве собственности; здание поставлено на кадастровый учет, сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости; в отношении здания Правительством Москвы была проведена процедура государственной кадастровой оценки и постановлением Правительства Москвы N 752-ПП от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены, в том числе, результаты определения его кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 916 572 298,51 руб.; по состоянию на эту же дату ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года определена его рыночная стоимость, которая составила 1 681 156 775 руб.; представитель заявителя обращала внимание на то, что права и обязанности Общества затронуты утвержденными Правительством Москвы результатами определения кадастровой стоимости здания, поскольку Общество уплачивает налог на имущество организаций, налоговая база по которому за спорное здание, являющееся объектом налогообложения, определяется как его кадастровая стоимость; пояснила, что достоверность установленной в отношении данного объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении заявителем не оспариваются; заявитель просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости здания по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного здания; полагала, что представленный отчет ОАО "Городской кадастр" при наличии на него положительного экспертного заключения, подготовленного экспертом саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, является надлежащим доказательством определения и установления рыночной стоимости здания по состоянию на 01 января 2013 года; кроме того, обращала внимание на то, что отчет о величине рыночной стоимости здания по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 681 156 775 руб. был представлен в ходе рассмотрения настоящего дела непосредственно заинтересованными лицами - Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы, не оспорен, а потому является надлежащим доказательством установления рыночной стоимости здания.
Представитель привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Соложенков А.С. возражал против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях, ссылался на то, что действующее в настоящее время законодательство напрямую не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении объектов капитального строительства (зданий); для целей налогообложения в отличие от кадастровой стоимости рыночная стоимость не устанавливается; настаивал на том, что государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой просит пересмотреть заявитель, проведена в точном соответствии с положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года), результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве были утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", на основании которого сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета в установленном законом порядке, незаконными эти действия и нормативные правовые акты не признаны; Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы оспаривали представленный заявителем первоначально отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости на иную сумму, указывая на его несоответствие требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года и Федеральным стандартам оценки, в связи с чем представили отчет ОАО "Городской кадастр" N 021/15 от 16 марта 2015 года о рыночной стоимости здания по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 681 156 775 руб.; также представитель заинтересованных лиц обращал внимание на то, что в настоящее время утверждены и внесены в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости (постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве"), кадастровая стоимость здания изменилась, оспариваемая заявителем кадастровая стоимость не является актуальной.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили; заинтересованные лица были надлежащим образом уведомлены об изменении заявителем требований об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, определенной ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года, в размере 1 681 156 775 руб. по состоянию на 01 января 2013 года, с применением установленной решением суда кадастровой стоимости для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей с 1 января 2014 года; возражений на заявление с измененными требованиями не представили, Управление Росреестра по Москве ограничилось направлением в суд отзыва на первоначальное заявление Общества с ограниченной ответственностью "Фин.Кард", в котором просило в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неактуальной оспариваемой кадастровой стоимости; суд, руководствуясь правилами статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 77:01:0004028:1029, общей площадью 11125,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3.
Это подтверждается представленной в материалы дела копией свидетельства о регистрации права собственности.
Данное здание поставлено на государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости с присвоением ему вышеуказанного кадастрового номера.
Постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2013 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0004028:1029 по состоянию на 01 января 2013 года составила 2 916 572 298,51 руб. и была внесена в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости.
Эти обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела кадастровым паспортом здания, которому суд доверяет и оснований сомневаться в его достоверности не усматривает.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости здания просит пересмотреть заявитель, при этом проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве от 15 июля 2014 года заявителю было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного здания.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; этой же нормой федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основанию установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок; в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения его в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой (которая действовала на налоговый период 2014 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строке 475 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2014 год, поименовано спорное здание, собственником которого является заявитель.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности заявителя; принадлежащие Обществу здания является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость здания.
Далее, суд отмечает, что государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности, с положениями главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N N 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 27.07.2006 N 157-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 13.07.2007 N 129-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 28.12.2010 N 431-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 21.07.2014 N 225-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 08.03.2015 N 48-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ), устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, уточнено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (далее - ФСО N 2), также установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Из приведенных выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта, поскольку сама по себе рыночная стоимостью объекта оценки представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.
Кроме того, анализ приведенных положений действующего законодательства, регулирующего и подлежащего применению к возникшим правоотношениям, свидетельствует об отсутствии запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Напротив, действующее законодательство допускает как определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и возможности ее оспаривания, так и установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из его рыночной стоимости, поскольку, как уже указывалось выше, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов государственной кадастровой оценки.
Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, признается рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлось спорное здание, в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что приведенное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует, от определения и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном случае напрямую зависит объем налоговых обязательств его собственника; помимо прочего положения статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).
В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственника по распоряжению объектом недвижимости, суд полагает, что у заявителя имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему здания для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога, тогда как пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что действующее в настоящее время законодательство напрямую не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении объектов капитального строительства (зданий), суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании нормативных положений статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая в том числе распространяет своей действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.
При этом, хотя Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ прямо и не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости, однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, а также учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, суд находит, что Общество, заявляющее требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства по основанию установления в отношении него рыночной стоимости, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) (абзац 4 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года - в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость).
Как уже указывалось выше, постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве были утверждены по состоянию на 1 января 2013 года.
Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в ходе рассмотрения настоящего дела был представлен отчет за N021/15 от 16 марта 2015 года, составленный независимым оценщиком ОАО "Городской кадастр" об определении рыночной стоимости спорного здания, из содержания которого усматривается, что рыночная стоимость здания также определялась по состоянию на 01 января 2013 года и составила 1 681 156 775 руб.; в соответствии с итоговой величиной рыночной стоимости здания, приведенной в названном отчете Общество и просит пересмотреть результаты определения его кадастровой стоимости, установив в отношении здания кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в таком размере.
Проанализировав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленный в материалы дела отчет ОАО "Городской кадастр" об определении рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства, суд приходит к выводу о том, что он является относимым, допустимым, достаточным, достоверным доказательством определения итоговой величины рыночной стоимости здания; оценка спорного имущества проведена оценщиком при строгом соблюдении требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; отчет в полной мере согласуется с другими собранными по делу доказательствами (в частности, с положительным экспертным заключением), не оспорен заинтересованными лицами.
Так, статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, в частности, данной нормой предусмотрено, что отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости; отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение; в отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете; отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255 (далее ФСО N 2) при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254 (далее ФСО N 3) вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке в числе прочего, должны содержаться: результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке; анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость (в разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов); описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке (в данном разделе должно быть описано применение подходов к оценке с приведением расчетов или обоснован отказ от применения подходов к оценке объекта оценки).
В соответствии с пунктом 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 256 (далее ФСО N 1) предусмотрено, что оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода; оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
При подготовке отчетов независимый оценщик ОАО "Городской кадастр" использовал затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не отказываясь ни от одного из них в целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости.
Для получения итоговой стоимости объекта оценки в соответствии с ФСО N1 оценщик осуществил согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объектов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимуществ и недостатков каждого из них и выработки единой стоимостной оценки; преимущества каждого из подходов к оценке рассматриваемого объекта недвижимости определены оценщиком по следующим критериям: возможность отразить действительные намерения потенциального покупателя и продавца; тип, качество и обширность информации, на основе которой проводится анализ и расчет; способность параметров, используемых методов, учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его стоимость, такие как местоположение, размер, потенциальная доходность.
При получении взвешенного результата оценщик отметил, что исходя из качества информации, используемой в процессе определения стоимости различными подходами, цели оценки и учитывая преимущества и недостатки используемых методов, полученным результатам должны быть присвоены следующие удельные веса - затратному подходу - 0,2; сравнительному и доходному подходам - по 0,4 каждому.
С учетом изложенного при итоговом согласовании результатов оценщик, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качество и количество исходной информации, подкрепляющей каждый примененный метод и используемой в процессе определения стоимости различными подходами, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах Отчета, и основываясь на анализе и полученных результатах подходов и методов оценки, пришел к выводу о том, что рыночная стоимость спорного здания по состоянию на 01 января 2013 года составила 1 681 156 775 руб.
Отчет об определении рыночной стоимости прошит и постранично пронумерован, подписан оценщиком, удостоверен печатью организации ОАО "Городской кадастр"; содержит в себе все необходимые реквизиты и приложения, приведенные в нем выводы, исходные данные и расчеты не допускают их неоднозначного толкования, не вводят в заблуждение; в отчете указана дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приведены все иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете; содержат подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Суд находит, что отчет N 021/15 от 16 марта 2015 года, подготовленный ОАО "Городской кадастр" отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Кроме того, нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами этой саморегулируемой организации.
Цель проведения экспертизы - проверка отчета об оценке на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Соответствие отчета N 021/15 от 16 марта 2015 года, подготовленного ОАО "Городской кадастр", об определении рыночной стоимости спорного здания требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждены соответственно положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 629 от 22 апреля 2015 года, составленными в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3; в положительном экспертном заключении отражено, что итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в названных выше размерах подтверждается и является действительной рыночной стоимостью здания на 01 января 2013 года; в положительном экспертном заключении отмечено соблюдение при подготовке отчета об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требований действующего законодательства об оценке, а также правил об оценочной деятельности; указано, что выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования; отчет содержит все необходимые реквизиты и отвечает всем требованиям, законодательства об оценке.
Таким образом, суд находит, что отчет N 021/15 от 16 марта 2015 года, подготовленный ОАО "Городской кадастр", отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности; содержит необходимые реквизиты и, по убеждению суда, является достоверным, допустимым и надлежащим доказательством определения итоговой величины рыночной стоимости здания.
Заинтересованными лицами эти доказательства не оспорены; более того, отчет N 021/15 от 16 марта 2015 года, подготовленный ОАО "Городской кадастр", о величине рыночной стоимости здания по состоянию на 01 января 2013 года в размере 1 681 156 775 руб. представлен в ходе рассмотрения настоящего дела именно заинтересованными лицами - Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы.
Таким образом, суд считает, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания, установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, определенной ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года по состоянию на 01 января 2013 года, в размере 1 681 156 775 руб. подлежит в данной части удовлетворению, такие требования Общества являются обоснованными, рыночная стоимость здания подтверждена надлежащими доказательствами.
Поскольку заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 21 ноября 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемые заявителем кадастровые стоимости объектов капитального строительства в настоящее время пересмотрены применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года; в отношении спорных зданий в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения об их кадастровой стоимости (кадастровая стоимость, которую просит пересмотреть заявитель, в настоящее время не является актуальной) правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не влияют.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Как уже указывалось выше, заявление подано в суд 21 ноября 2014 года (обращение в Комиссию имело место быть 26 июня 2014 года) и в них Общество просило пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости зданий, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Факт неправомерного уклонения органа кадастрового учета от внесения сведений об изменении кадастровой стоимости здания отсутствует.
Установление измененной кадастровой стоимости земельного участка не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Фин.кард" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004028:1029, общей площадью 11125,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0004028:1029, общей площадью 11125,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, равной его рыночной стоимости, определенной ОАО "Городской кадастр" в отчете N 021/15 от 16 марта 2015 года в размере 1 681 156 775 рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
С учетом обращения Общества с ограниченной ответственностью "Фин.кард" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:01:0004028:1029, общей площадью 11125,6 кв. метров, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, в суд 24 ноября 2014 года (в Комиссию - 26 июня 2014 года) применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость здания для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.