Именем Российской Федерации
23 декабря 2015 года г. Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Васильковой Н.Ю.
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-877/2015 по административному исковому заявлению Разговорова Дмитрия Николаевича об оспаривании в части пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве",
установил:
17 мая 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 17 мая 2013 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" 21 мая 2013 г., N 28.
Постановление действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 01.07.2013 N 422-ПП, от 21.08.2013 N 559-ПП, от 03.12.2013 N 798-ПП, от 12.12.2013 N 830-ПП, от 22.04.2014 N 201-ПП, от 23.04.2014 N 219-ПП, от 05.05.2014 N 240-ПП, от 27.05.2014 N 270-ПП, от 10.06.2014 N 321-ПП, от 29.07.2014 N 429-ПП, от 02.09.2014 N 500-ПП, от 09.09.2014 N 515-ПП, от 16.09.2014 N 533-ПП, от 22.12.2014 N 793-ПП, от 21.05.2015 N 307-ПП, от 21.07.2015 N 446-ПП, от 21.07.2015 N 447-ПП, от 19.08.2015 N 523-ПП, от 08.09.2015 N 569-ПП.
Пункт 5.2 постановления сформулирован следующим образом:
"5.2. Резидентное парковочное разрешение:
5.2.1. Действует в отношении одного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности:
- резиденту;
- физическим лицам, зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы;
- нанимателям по договорам найма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.1 и 5.1.2 настоящего постановления, при условии регистрации нанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления;
- поднанимателям по договорам поднайма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.3 и 5.1.4 настоящего постановления (за исключением резидентов, владеющих жилыми домами, квартирами или жилыми помещениями на основании договора найма служебного жилого помещения), при условии регистрации поднанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления.
В реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится не более двух записей о резидентных парковочных разрешениях на один жилой дом или квартиру в многоквартирном жилом доме при условии отсутствия у собственника транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока задолженности по уплате административного штрафа, наложенного в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении, связанном с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками".
Разговоров Дмитрий Николаевич обратился в Московский городской суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим пункт 5.2.1 постановления в части слов "действует в отношении одного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности".
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемый пункт, который предусматривает выдачу резидентного разрешения только в отношении автомобиля, принадлежащего на праве собственности, противоречит статьям 1, 150, 426 Гражданского кодекса РФ, нарушает его права.
В судебном заседании административный истец Разговоров Д.Н. требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы Корчемагина Е.Н. против удовлетворения требований возражала по доводам письменного отзыва.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые заявителем отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об отклонении заявления, суд приходит к выводу, что заявление Разговорова Д.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения по использованию автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлению дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений статьи 4 названного Федерального закона следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Положениями статьи 12 этого же Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Из приведенных выше законоположений следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Москвы принято оспариваемое постановление Правительства Москвы от 17.05.2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве".
Компетенция Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления также была предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2014 года N 5-АПГ13-58, от 4 февраля 2015 г. N 5-АПГ14-60). Суды пришли к выводу, что постановление N 289-ПП от 17 мая 2013 года принято Правительством Москвы в пределах его полномочий.
С учетом изложенного, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Постановление Правительства Москвы N 289-ПП от 17 мая 2013 года (с учетом изменений) подписано Мэром Москвы, опубликовано и введено в действие в установленном законом порядке; его форма соответствует части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы".
Проверяя соответствие оспариваемого Разговоровым Д.Н. в части нормативного положения постановления Правительства Москвы N 289-ПП от 17 мая 2013 года федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП установлено, что резидентное парковочное разрешение действует в отношении одного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности
- резиденту;
- физическим лицам, зарегистрированным органами регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы;
- нанимателям по договорам найма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.1 и 5.1.2 настоящего постановления, при условии регистрации нанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления;
- поднанимателям по договорам поднайма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.3 и 5.1.4 настоящего постановления (за исключением резидентов, владеющих жилыми домами, квартирами или жилыми помещениями на основании договора найма служебного жилого помещения), при условии регистрации поднанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления.
Административным истцом оспаривается фраза "действует в отношении одного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности".
Ранее в судебном порядке данное нормативное положение не проверялось.
Отклоняя требования административного истца, суд исходит из того, что при реализации предоставленных Правительству Москвы как органу государственной власти субъекта РФ полномочий, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты", в части самостоятельного определения размера и порядка платы за пользование парковками, Правительство Москвы вправе и самостоятельно определять круг лиц, которым предоставляются льготы по оплате за пользование парковочными местами, условия предоставления таких льгот, соответственно, Правительство Москвы, реализуя предоставленные ему полномочия, вправе устанавливать основания и порядок выдачи, приостановления и прекращения (аннулирования) действия резидентного парковочного разрешения.
Подобные выводы следуют не только из положений указанного выше федерального закона, но также сформулированы в Определении Верховного Суда РФ от 04.02.2015г. N 5АПГ14-60.
По существу, предоставление резидентного парковочного разрешения является льготой, поскольку оно предусматривает отступление от обычных условий пользования платной парковкой в сторону улучшения положения лиц, которые ею пользуются.
Вместе с тем, субъект Российской Федерации при реализации предоставленных ему полномочий по организации парковочных мест на платной основе вправе самостоятельно определить порядок оплаты и круг лиц, которым предоставляются льготы, а также условия предоставления таких льгот.
Реализуя указанные полномочия, Правительство Москвы как субъект Российской Федерации установило, что резидентное парковочное разрешение действует в отношении транспортного средства, принадлежащего на праве собственности, то есть установило условие пользования данной льготой.
Требования административного истца, полагающего, что резидентное парковочное разрешение должно предоставляться не только в отношении транспортного средства, принадлежащего на праве собственности, по сути, сводится к понуждению Правительства Москвы расширить круг лиц, пользующихся льготами в оплате парковочных мест, что не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Также суд учитывает, что определение круга лиц, которым предоставляются парковочные разрешения, в том числе, на льготных условиях, не тождественно установлению запретов и ограничений в сфере гражданских правоотношений.
Предоставление собственнику транспортного средства права льготного пользования парковочным местом является не ограничением прав иных лиц, а условием предоставления названной льготы. Такое условие не лишает иных лиц, правообладателей транспортных средств пользоваться платными городскими парковками на общих основаниях.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемое им нормативное положение не регулирует гражданские правоотношения, и, следовательно, не может вступать в противоречие со статьями 1, 150, 426 Гражданского кодекса РФ, как на том настаивает административный истец.
Оспариваемое положение имеет иной предмет регулирования, а именно: отношения в области использования автомобильных дорог, организации и обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные нормами Федерального закона от 08 ноября 2007г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении требований Разговорова Д.Н., суд также принимает во внимание, что им реализовано право на получение резидентного парковочного разрешения, 12.08.2015г. такое разрешение ему было выдано. Получение дополнительного парковочного разрешения в отношении автомобиля, не принадлежащего административному истцу на праве собственности, означает предоставление ему дополнительной льготы, которая уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, определяющим порядок предоставления льгот, не предусмотрена.
В оспариваемой части нормативный правовой акт соответствует требованиям правовой определенности, является ясным, допускает лишь однозначное толкование. При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований Разговрова Д.Н. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Разговорова Дмитрия Николаевича об оспаривании в части пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.