Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Дорджиева Б.Д.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Дединовой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джамелова Хадржана Кажидеровича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании отказа в восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях незаконным и возложении обязанности по постановке на жилищный учет по апелляционной жалобе истца Джамелова Х.К. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения истца Джамелова Х.К. и его представителя Надвидовой М.В. об отмене решения суда, представителя ответчика Обушиева С.П. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Джамелов Х.К. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее - Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия), указав, с учетом уточнений следующее.
С ***** года по **** года он служил в Государственной противопожарной службе МЧС России. На момент увольнения по выслуге срока службы он имел трудовой стаж свыше 20 лет. 14 января 2005 года он обращался с рапортом о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи из 3 человек: он, супруга Д.Т.В. и дочь Д.Д.Х., *** г.р.
В связи с расторжением брака с Джамеловой Т.В. в 2009 году он обратился с рапортом об изменении состава семьи, в котором просил включить супругу от второго брака Д.О.В. и детей Д.Ж., *** г.р. и Д.Р., *** года рождения. В 2012 году после расторжения брака со второй супругой он обратился с рапортом об изменении состава семьи, просил оставить детей Д.Ж., *** г.р. и Д.Р., *** г.р., поскольку на тот момент его старшая дочь Д., *** г.р., вышла замуж и имела свое жилье.
В 2015 году ему стало известно об отсутствии его учетного дела, и он обратился с рапортом о восстановлении на жилищном учете.
В ответе от 17 июля 2015 года ГУ МЧС России по РК отказало ему в восстановлении в очереди на получение жилья, ссылаясь на отсутствие сведений в архиве.
Просил признать незаконным отказ ГУ МЧС России по РК в восстановлении в очереди на получение жилого помещения с момента подачи рапорта в январе 2005 года. Обязать ГУ МЧС России по РК поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта с 14 января 2005 года с составом семьи из трех человек: его самого, дочерей Д.Ж.Х., *** г.р., и Д.Р.Х., *** г.р.
В судебном заседании истец Джамелов Х.К. и его представитель Надвидова М.В. уточненные исковые требования поддержали, представитель ответчика Обушиев С.П. иск не признал в связи с отсутствием сведений о постановке истца на жилищный учет.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2015 года в удовлетворении иска Джамелова Х.К. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец Джамелов Х.К. просит решение суда отменить и иск удовлетворить. Указывает, что в судебном заседании представитель ответчика Обушиев С.П. не отрицал факт его (Джамелова) обращения в 2005 году с рапортом о постановке на жилищный учет. Свидетель Р.Ю.С. подтвердил наличие своей подписи на копии рапорта от 14 января 2005 года. Свидетели Б.В.Г. и Р.Ю.С. показали, что виза на копии рапорта принадлежит Алексееву В.В., работавшему начальником ГУ МЧС России по РК. Просит принять в качестве дополнительного доказательства копию протокола N 1 заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС по РК, подтверждающего факт его обращения с рапортом о постановке на жилищный учет и рассмотрения ответчиком рапорта по существу. Указывает, что ранее представить данное доказательство не имел возможности в связи с нахождением документа у бывшей супруги Д.Т.В.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из положений ст. 40 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" при введении Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года прямо предусмотрел, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 6 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе право на жилищное обеспечение, устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, в том числе обеспечением жилыми помещениями, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, а также уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5 утвержден Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (далее - Порядок).
В силу п. 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу приведенных правовых норм сотрудник федеральной противопожарной службы, вставший на жилищный учет до 01 марта 2005 года, сохраняет право состоять на данном учете до получения им жилого помещения по договору социального найма. Основания для снятия с данного учета исчерпывающе определены пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты основания, по которому он был принят до введения в действие ЖК РФ, то есть до 01 марта 2005 года, на жилищный учет.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал факт постановки его в январе 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы и отсутствии в связи с этим оснований для восстановления истца и членов его семьи на жилищном учете.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что истец Джамелов Х.К. с **** года по *** года непрерывно служил в Государственной противопожарной службе 22 года 6 месяцев 19 дней и уволен в звании подполковника внутренней службы по выслуге срока, дающего право на пенсию. В период службы Джамеловым Х.К. подан рапорт от 14 января 2005 года о постановке его и членов семьи (супруги и дочери) на учет нуждающихся в жилых помещениях. В 2015 году истцу стало известно об утере его учетного жилищного дела, поэтому он обратился с рапортом о восстановлении его на жилищном учете.
Согласно ответу первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия А.Зыбкина за N Г-43-1-15 от 17 июля 2015 г. Джамелову Х.К. в восстановлении в очереди на получение жилья с момента подачи рапорта в 2005 году отказано ввиду отсутствия в архиве ГУ МЧС России по Республике Калмыкия сведений.
В суде апелляционной инстанции истцом Джамеловым Х.К. представлена копия протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, утвержденного 01 декабря 2005 года начальником ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. Данный документ принят судебной коллегией в качестве нового доказательства в связи с уважительностью причины его непредставления в суд первой инстанции.
Из содержания представленного протокола следует, что на заседании жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия были рассмотрены рапорт майора внутренней службы Джамелова Х.К. от 14 января 2005 года о постановке в очередь на получение жилья и необходимые документы (договор найма жилого помещения, справки ФГУП "Ростехинвентаризация", Управления Росреестра по РК). Комиссия установила, что Джамелов Х.К., его супруга Д.Т.В. и дочь Д.Д.Х., *** г.р. своего жилья не имеют, проживают по договору найма в жилом помещении по адресу: г. ***, ****, д. ***, кв. ***. По результатам рассмотрения комиссией принято решение о включении Джамелова Х.К. в список очередников нуждающихся в получении жилья с момента подачи в жилищно-бытовую комиссию рапорта от 14 января 2005 года.
Кроме того, на данном заседании жилищно-бытовая комиссия рассмотрела вопрос об уточнении списка сотрудников, состоящих на жилищном учете, по состоянию на 01 декабря 2005 года. В тексте протокола приведен уточненный список с указанием фамилии, имени, отчества каждого сотрудника, его воинского звания, даты заключения контракта и подачи рапорта. Джамелов Х.К. состоит в указанном списке под N 20 с датой подачи рапорта 14 января 2005 года.
Оценивая представленный истцом протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, судебная коллегия находит его допустимым, относимым и достоверным доказательством, поскольку он содержит необходимые реквизиты официального документа (даты составления и утверждения, подписи должностных лиц, печати) и его копия надлежаще заверена секретарем жилищно-бытовой комиссии А.В.Т. Протокол утвержден 01 декабря 2005 года начальником Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия полковником В.В. Алексеевым, что удостоверено его подписью и гербовой печатью ГУ МЧС России по Республике Калмыкия.
Как видно из протокола, жилищно-бытовая комиссия заседала в составе 5 человек: председателя комиссии В.Г. Богославского, членов Б.В. Алжеевой, С.П. Обушиева, И.А. Лахновой и секретаря А.В. Трофименко.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Обушиев С.П. подтвердил свое участие в составе жилищно-бытовой комиссии и принадлежность ему подписи в протоколе. Достоверность сведений, содержащихся в протоколе, он не оспаривал. Из его объяснений также следует, что в 2011 году в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия имел место факт утери около 80 учетных жилищных дел служащих, которые восстанавливали свои жилищные права в судебном порядке.
Из показаний свидетеля Р.Ю.С., данных в суде первой инстанции, видно, что он работал заместителем начальника ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и в январе 2005 года к нему обращался начальник отделения МЧС в Лаганском районе Джамелов Х.К. с рапортом на имя начальника Управления о постановке на жилищный учет. На рапорте он наложил положительную визу, и рапорт вернул Джамелову. Далее начальник Управления направляет рапорт сотрудника на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии.
Кроме того, свидетель Р. в судебном заседании подтвердил принадлежность ему подписи на копии рапорта Джамелова Х.К. от 14 января 2005 года, представленной истцом в материалы дела (л.д.10, 70).
Свидетель Б.В.Г. в суде первой инстанции подтвердил факты его работы в органах МЧС по Республике Калмыкия и председателем жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия в период с 2003 года до 12 мая 2009 года, а также обращения Джамелова Х.К. с рапортом о постановке в очередь на получение жилья. Свидетель Б. пояснил, что рапорт Джамелова от 14 января 2005 года с резолюцией начальника Управления отписан ему, как председателю жилищно-бытовой комиссии.
Таким образом, совокупностью доказательств по делу подтверждено, что истец в установленном порядке с 14 января 2005 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия. Основанием постановки на учет явилось отсутствие у Джамелова Х.К. собственного жилья.
В настоящее время истцу принадлежит 1/5 доли квартиры, расположенной по адресу: Республика Калмыкия **** г. **** микрорайон дом *** квартира ***, что подтверждается представленными истцом свидетельством о государственной регистрации права **** от 10 февраля 2012 года и выпиской из ЕГРП от 22 июня 2015 года.
Между тем, данное обстоятельство не может препятствовать восстановлению истца на жилищном учете по следующим основаниям.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия N 11-43 от 13 ноября 2006 года в г. Лагани установлена учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 12 квадратных метров общей площади на 1 человека.
Общая площадь квартиры, собственником 1/5 доли которой является истец, составляет **** квадратных метра. Следовательно, Джамелову принадлежит *** кв.м. общей площади квартиры, что менее установленной учетной нормы 12 кв.м.
Поскольку Джамелов не обеспечен жильем в соответствии с установленными нормами и является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то основание, по которому он был принят на жилищный учет, не отпало и сохраняется.
Однако требование истца о восстановлении его и членов семьи на учете нуждающихся в предоставлении жилья подлежит удовлетворению частично только в отношении самого истца, так как в рапорте от 14 января 2005 года Джамелов просил включить в состав семьи супругу Д.Т.В. и дочь Д.Д.Х., *** г.р. В исковом заявлении истец просит включить в состав семьи дочерей Д.Ж.Х., ** г.р., Д.Р.Х., ***г.р., то есть других членов семьи.
Между тем, доказательств того, что он обращался с рапортами об изменении состава семьи, истец в судах первой и апелляционной инстанции не представил. Поэтому требование истца об обязании ответчика восстановить на жилищном учете его двоих детей Д.Ж.Х. и Д.Р.Х. является необоснованным и подлежит отказу в удовлетворении. При этом истец не лишен права представить ответчику соответствующий рапорт о составе семьи.
В силу ст. 330 ГПК РФ несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оно подлежит отмене с удовлетворением иска в части.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 октября 2015 года отменить и вынести новое решение.
Иск Джамелова Хадржана Кажидеровича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в восстановлении его и членов семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности по постановке на жилищный учет с даты подачи рапорта от 14 января 2005 года удовлетворить частично.
Признать отказ Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия в восстановлении Джамелова Х.К. на учете нуждающихся в жилых помещениях со дня подачи рапорта от 14 января 2005 года незаконным.
Обязать Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия восстановить Джамелова Хадржана Кажидеровича на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи рапорта с 14 января 2005 года.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи: Б.Д. Дорджиев
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.