Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей Патронова Р.В.
Дивина Н.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление А.А.Н. в интересах несовершеннолетнего А.А.А. о признании бездействия администрации муниципального образования "Город Новодвинск" незаконным и обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования "Город Новодвинск" по непредоставлению места в дошкольном образовательном учреждении А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Новодвинск" предоставить А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в дошкольном образовательном учреждении на территории города Новодвинска Архангельской области.
Об устранении нарушения конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование администрация муниципального образования "Город Новодвинск" обязана сообщить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд и административному истцу по настоящему делу".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
А.А..Н. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего А.А.А. с заявлением о признании бездействия администрации МО "Город Новодвинск" по предоставлению её сыну места в муниципальной дошкольной образовательной организации незаконным, обязать обеспечить ребенка местом в дошкольной образовательной организации, сославшись на то, что администрация МО "Город Новодвинск" не исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению ее сына местом в дошкольной образовательной организации, нарушая тем самым конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Город Новодвинск", в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В апелляционной жалобе ее податель, основываясь на положениях ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", полагает, что названым Законом обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на органы местного самоуправления не возложено. Частью 1 ст. 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании и распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию. Суд не учел, что администрация МО "Город Новодвинск" не занимается осуществлением образовательной деятельности и к числу образовательных организаций не отнесена, в связи с чем, является незаконным возложение судом на администрацию МО "Город Новодвинск" обязанности по обеспечению ребенка заявителя местом в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Полагает, что ответчиком по делу также является министерство образования и науки Архангельской области.
Указывает на невозможность предоставления несовершеннолетнему места в дошкольной образовательной организации в связи с укомплектованностью групп, их недостаточностью. Превышение количества воспитанников в детских организациях приведет к нарушению требований СанПиН, что повлечет за собой наложение штрафных санкций на дошкольную организацию, нарушение прав детей, ее посещающих.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что А.АН. является родителем малолетнего А.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
27 августа 2014 года А.А.Н. обратилась с заявлением в администрацию МО "Город Новодвинск" о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении, которое было зарегистрировано под номером 249.
До настоящего времени ребенок местом в муниципальной дошкольной образовательной организации не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установилнарушение прав малолетнего А.А.А. на получение дошкольного образования в муниципальной дошкольной образовательной организации и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию МО "Город Новодвинск" обязанности обеспечить ребенка местом в дошкольной образовательной организации на территории МО "Город Новодвинск".
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять места в дошкольных детских учреждениях, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети муниципальных образовательных организаций для воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии со ст. ст. 5, 28, 29 Устава МО "Город Новодвинск" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
В силу ст. 67 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.12.2013 N 1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с Порядком комплектования муниципальных образовательных учреждений МО "Город Новодвинск", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации МО "Город Новодвинск" от 31.03.2009 N 408, в образовательные организации принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Таким образом, наличии волеизъявления правообладателя у детей указанного возраста возникает право на обеспечение их местом в муниципальной дошкольной образовательной организации, непредоставление которого свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности муниципального дошкольного образования.
Как правильно указал суд первой инстанции, А.А.А. имеет право на обеспечение местом в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Между тем, администрацией МО "Город Новодвинск" обязанность по обеспечению несовершеннолетнего местом в муниципальной дошкольной образовательной организации не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на муниципальное дошкольное образование.
Установив, что администрацией МО "Город Новодвинск" не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в муниципальной дошкольной образовательной организации, суд обоснованно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления и возложил на нее, осуществляющую комплектование муниципальных образовательных организаций, обязанность обеспечить А.А.А. местом в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории МО "Город Новодвинск".
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.В.Патронов
Судьи: Н.В.Дивин
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.