Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ооржак С.А.,
при секретаре Байыр-оол М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва Д. к администрации муниципального района "Эрзинский кожуун" Республики Тыва о признании незаконным распоряжения о назначении на должность и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор по апелляционной жалобе третьего лица Б. на решение Эрзинского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Эрзинского района Республики Тыва обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Эрзинский кожуун" Республики Тыва о признании незаконным распоряжения о назначении на должность и обязании расторгнуть трудовой договор, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции муниципальных служащих администрации Эрзинского кожууна, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Б. не соответствует квалификационному требованию, предъявляемому к должность 4 образованием администрации Эрзинского кожууна, в частности, не имеет соответствующего стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 2 лет на старших должностях муниципальной и (или) государственной службы. По состоянию на 9 сентября 2015 года общий стаж Б. в должностях муниципальной службы составляет 1 год 1 месяц 23 дня. Трудовой договор с Б. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 ТК РФ. Приемом на муниципальную службу Б., не соответствующей предъявленным требованиям, нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст.ст. 4 и 16 Федерального закона N 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации. Кроме того, нарушены законные интересы персонально неопределенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать муниципальную должность, незаконно занимаемую Б. Просил признать незаконными действия председателя администрации Эрзинского района, выразившиеся в назначении исполняющей обязанности начальника Управления образованием администрации Эрзинского кожууна - Б. и обязать расторгнуть трудовые договоры, заключенные от 27 октября 2014 года и 12 января 2015 года между должность 1 ** Ш. и Б.
Решением Эрзинского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2015 года иск прокурора Эрзинского района Республики Тыва удовлетворен.
Не согласившись с решением, третье лицо Б. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств дела. Считает, что при принятии решения судом не учтен стаж её работы в администрации в качестве должность 2 КДН и ЗП, стаж работы в МО МВД РФ "Кызылский", стаж педагогической работы и специальность менеджмента в образовании, наличие диплома, дающего право занимать руководящие должности в сфере образования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно статье 2 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12.01.2000 г. N 389, должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Тыва, утверждаемым Законом Республики Тыва.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 г. N 389 должности муниципальной службы подразделяются на группы: высшие должности муниципальной службы, главные должности муниципальной службы, ведущие должности муниципальной службы, старшие должности муниципальной службы, младшие должности муниципальной службы. Должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Тыва. Штатное расписание органов местного самоуправления и их подразделений устанавливается правовыми актами муниципального образования на основе классификации должностей муниципальной службы. Должности муниципальной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у муниципального служащего для исполнения обязанностей по должности муниципальной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация должностей муниципальной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей должностей муниципальной службы и особенностей предмета ведения соответствующих муниципальных органов.
Судом первой инстанции установлено, что приказом должность 1 Эрзинского кожууна от 27 октября 2014 года N Б. принята на ведущую должность муниципальной службы - должность 4 образованием администрации кожууна с испытательным сроком 3 месяца. 27 октября 2014 года Администрацией Эрзинского кожууна Республики Тыва с Б. заключен трудовой договор. 12 января 2015 года Администрацией Эрзинского кожууна Республики Тыва с Б. заключен трудовой договор на должность 4 образованием администрации кожууна сроком на один год.
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Тыва (приложение к Закону Республики Тыва от 04.05.2009 N 1244 ВХ-2 "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва"), к ведущим должностям муниципальной службы относится должность 4 в администрации муниципального района.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Закона Республики Тыва от 12.01.2000 N 389 "О муниципальной службе (новая редакция)" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований, определенных в приложении 1 к настоящему Закону.
В силу п. 3 Типовых квалификационных требований к стажу муниципальной службы в Республике Тыва (приложение 1 к Закону Республики Тыва "О муниципальной службе (новая редакция)" гражданам, претендующим на должности ведущих должностей муниципальной службы категории "специалисты" необходимо иметь стаж муниципальной и (или) государственной службы на старших должностях муниципальной и (или) государственной службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее двух лет.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент назначения на ведущую должность муниципальной службы, Б. не имела требуемого в соответствии с вышеуказанной нормой Закона двухлетнего стажа муниципальной и (или) государственной службы, а принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим.
Доводы апелляционной жалобы Б. о том, что при принятии решения судом не учтен стаж работы в администрации в качестве должность 2 КДН и ЗП, а также стаж работы в МО МВД РФ "Кызылский", правового значения по делу не имеют, поскольку факт работы заявителя в должности ответственного должность 2 по КДН и ЗП администрации кожууна с 1 апреля 2014 года по 18 июня 2014 года не подтверждает наличие у нее достаточного стажа муниципальной и (или) государственной службы для замещения ведущей должности муниципальной службы, а период работы заявителя в МО МВД РФ "Кызылский" не может быть принят во внимание, поскольку заявитель замещала должность внештатного сотрудника МО МВД РФ "Кызылский".
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эрзинского районного суда Республики Тыва от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.