Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,
судей: Котельниковой Л.П., Авиловой Е.О.,
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котельниковой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Амброладзе Т.Ш. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области (далее - ВК РО) о признании права на повышение пенсии, как ветерану боевых действий и взыскании задолженности по пенсии за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ( с даты назначения пенсии) по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Истец в обоснование заявленных требований указал, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он проходил военную службу в различных должностях и воинских званиях. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА дислоцированного в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Октябрьского и Ворошиловского районов в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Истцу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ВК РО была назначена пенсия за выслугу лет на основании представленных Амброладзе Т.Ш. документов, среди которых была и копия удостоверения "Ветерана боевых действий", выданного командиром войсковой части ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА серии А НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. О том, что ему необходимо было представить в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ВК РО другое удостоверение ветерана боевых действий, выданное управлением кадров ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, истец не знал, заявление о назначении пенсии было принято без замечаний, дополнительных документов ответчик не потребовал.
В ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года истец узнал, что пенсия ему выплачивается без учета надбавки 32%, предусмотренной п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1, как ветерану боевых действий.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец обратился в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ВК РО с заявлением о перерасчете пенсии с учетом льготной надбавки. На основании указанного заявления ответчиком был произведен перерасчет пенсии истцу и выплачена задолженность за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА т.е. за 12 месяцев, предшествовавших обращению истца с заявлением о перерасчете пенсии.
Истец считает, что нарушение его права на выплату льготной надбавки к пенсии было допущено еще при назначении ему пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА поэтому вновь обратился в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ВК РО с заявлением о перерасчете и выплаты льготной надбавки к пенсии за весь период недоплаты, но получил отказ.
Полагая действия Военного комиссариата Ростовской области незаконными, истец просил взыскать с ответчика в его пользу недоплату пенсии как ветерану боевых действий с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
Амброладзе Т.Ш. и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель Военного Комиссариата Ростовской области, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2015 года суд обязал Военный комиссариат Ростовской области произвести Амброладзе Т.Ш. перерасчет пенсии с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии, указанного в п. "г" ст. 45 и ч.1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993г. N44-68-1, за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и выплатить задолженность.
В апелляционной жалобе Военный Комиссариат Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что к заявлению о назначении пенсии Амброладзе Т.Ш. представил копию удостоверения участника боевых действий, выданного 27.09.2001г. серии А НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, не соответствующее требованиям установленного образца, в связи с чем, пенсия ему была назначена без надбавки как участнику боевых действий. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Амброладзе Т.Ш. обратился в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ВК РО с заявлением о доплате денежной надбавки как участнику боевых действий в соответствии с п. "г" ст. 45 закона РФ N4468-1, приложив копию удостоверения ветерана боевых действий, выданного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА серии Б НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, соответствующего требованиям единого образца и выплата денежной компенсации была произведена на основании ст. 55 Закона РФ N4468-1, оснований для перерасчета пенсии за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не имеется.
Амброладзе Т.Ш. в материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит оставить решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика ВК РО Сафронов Е.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Амброладзе Т.Ш. и его представитель Кидяев В.В., действующий на основании ордера, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившиеся стороны, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит, установленных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно приложению к Федеральному закону "О ветеранах" приведен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в разделе 3 которого указано "Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г".
Порядок и условия пенсионного обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу в Вооруженных силах определяется Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со с п. "г" ч. 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, назначаемые в соответствии с данным законом ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", повышаются на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Таким образом, п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий.
К числу таких лиц отнесены ветераны боевых действий, в том числе лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Амброладзе Т.Ш. в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил военную службу в различных должностях и воинских званиях. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, дислоцированного в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Октябрьского и Ворошиловского районов в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец проходил службу на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в составе ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий и соответствующей записью, заверенной надлежащим образом в послужном списке истца.
При назначении пенсии ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец вместе с заявлением представил документы, среди которых была и копия удостоверения "Ветерана боевых действий", выданного командиром войсковой части ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. серии А НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а также соответствующая запись, заверенная надлежащим образом, имелась и в послужном списке истца.
Однако, ответчик не учел указанное обстоятельство и назначил истцу пенсию без учета повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Разрешая спорное правоотношение и удовлетворяя требования Амброладзе Т.Ш., суд первой инстанции исходил из того, Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 установлен заявительный порядок реализации права на пенсию, обязанность по рассмотрению заявлений возложена на пенсионные органы Министерства обороны РФ и пришел к выводу о том, что Амброладзе Т.Ш. с заявлением о назначении пенсии обратился своевременно и как ветеран боевых действий, имеет право на перерасчет пенсии с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с выплатой задолженности.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным, поскольку он основан на правильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ и ФСБ РФ вместе с соответствующими документами, необходимыми для разрешения данного вопроса.
В ст.ст. 53,54 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 указано, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие именно документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Таким образом, согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.
Учитывая, что истец, как лицо, принимавшее участие в боевых действиях на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отнесен к ветеранам боевых действий, судебная коллегия считает истец имеет право на повышение пенсии в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с момента назначения пенсии за выслугу лет, то есть с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Вывод суда первой инстанции в данной части является правомерным и соответствует положениям приведенного выше законодательства.
Как следует из материалов дела, Амброладзе Т.Ш. своевременно обратился в Военный комиссариат Ростовской области с заявлением о назначении пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, дополнительных документов от него не потребовали.
В послужном списке, который после увольнения истца в запас, был направлен в ВК РО и хранится в личном деле, имеется запись о том, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец проходил службу на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в составе ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, соответственно является участником боевых действий.
Военный комиссариат Ростовской области в нарушение возложенных на него обязанностей, при назначении пенсии за выслугу лет не разъяснил истцу, какие документы необходимо дополнительно представить для расчета пенсии с учетом повышения; не проверил послужной список и личное дело истца, в которых содержатся сведения, что на дату обращения за назначением пенсии у истца имелось удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
Кроме того, следовало учесть, что факт участия истца в боевых действиях подтверждается и удостоверением, которое у истца уже имелось на дату обращения за назначением пенсии и о выдаче которого в личном деле делается соответствующая отметка и которое давало истцу право на получение надбавки 32%, предусмотренной п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1, как ветерану боевых действий.
Так, в силу подп. 39. 40 пункта 17 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609 основными задачами военных комиссариатов являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
Ненадлежащее выполнение обязанностей по осуществлению пенсионного обеспечения истца при рассмотрении его заявления о назначении пенсии и впоследствии привело к ограничению права истца на законный размер пенсии, которое было им реализовано только в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что препятствием к назначению пенсии истцу в установленном законом размере явилось именно ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по назначению пенсии.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Доводы апелляционной жалобы о том, при подаче заявления 01.10.2009г. о назначении пенсии истцом было представлено удостоверение, выданное командиром войсковой части ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА серии А НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, не соответствующее требованиям установленного образца, поэтому оснований для перерасчета пенсии с даты назначения не имеется, судебной коллегией отклоняются.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в силу статьи 28 названного Закона, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.
На основании ст. 28 ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 01.07.2013 года) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В силу п. 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288) выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Амброладзе Т.Ш. выдано удостоверение "Ветерана боевых действий" серии А НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.23).
Таким образом, исследовав представленные по делу доказательства, учитывая, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. года истцу в установленном порядке уполномоченным органом выдано удостоверение ветерана боевых действий, принятое решение о выдаче ему данного удостоверения не отменялось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу Закона "О ветеранах" истец приобрел статус ветерана боевых действий, а также право на ежемесячную денежную надбавку к пенсии с учетом ее повышения на 32% в соответствии с п. "г" ст. 45 Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет.
Коль скоро истец является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением, законность выдачи которого была проверена и установлена судом, ответчиком доказательств незаконности выдачи удостоверения в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ не было представлено, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возникновении у истца права на надбавку к пенсии в размере 32 процентов от базовой части пенсии как ветерану боевых действий.
Вывод суда первой инстанции в данной части является правомерным и соответствует положениям приведенного выше законодательства и судом верно определен период задолженности именно с даты назначения пенсии, т.е. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Между тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в мотивировочной части решения суда указано на то, что истцу на основании его заявления ответчиком уже был произведен перерасчет пенсии за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, то есть за 12 месяцев, предшествующих обращению истца с заявлением к ответчику ( л.д. 42). Однако, в резолютивной части решения суда суд обязал ВК РО произвести Амброладзе Т.Ш. перерасчет пенсии с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии, указанного в п. "г" ст. 45 и ч.1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993г. N44-68-1, с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и выплатить задолженность, в связи с чем судебная коллегия полагает, что суд допустил опечатку, указав вместо ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. дату ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА которая может быть исправлена судом, вынесшим решение, в порядке ст. 200 ГПК РФ.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Доводы жалобы по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 09 февраля 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.