Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего
Суярковой В.В.,
судей
Шкобенёвой Г.В.,
Гоменок З.И.,
при секретаре
Гинькиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2016 года по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фокинской районной администрации г. Брянска - ДОП на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 05 октября 2015 года по иску Голубева Г.Н. к Фокинской районной администрации г. Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет,
УСТАНОВИЛА:
Голубева Г.Н. обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в "адрес" (зона с правом на отселение) и как лицо, добровольно выехавшее с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона отселения), имеет право на однократное обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета. В мае 2015 года она обратилась в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, в связи с отсутствием у нее жилого помещения и наличием вышеуказанного статуса, и о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Оспариваемым ответом в удовлетворении заявления было неправомерно отказано, что нарушило ее права и охраняемые законом интересы. Просила суд признать отказ в постановке на жилищный учет незаконным и поставить ее на соответствующий учет, а также признать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 05 октября 2015 года исковые требования Голубева Г.Н. удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Фокинской районной администрации г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке Голубева Г.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.
Суд обязал Фокинскую районную администрацию г.Брянска включить Голубева Г.Н. в список лиц на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" с мая 2015 года (с даты обращения).
В апелляционной жалобе представитель Фокинской районной администрации г. Брянска - ДОП просит решение Фокинского районного суда г.Брянска от 05 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Голубева Г.Н. в исковых требованиях, поскольку истицей не были представлены все необходимые документы в полном объеме в целях признания ее малоимущей. Полагает, что Голубева Г.Н. намеренно произвела действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Фокинской районной администрации г. Брянска ДОП, пояснения Голубева Г.Н. и ее адвоката ЗШАо, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поставленного в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
- неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
- недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
- несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
- нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Голубева Г.Н. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в "адрес".
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, "адрес" относится к зоне отселения.
В 1992 года Голубева Г.Н. добровольно выехала из указанной зоны. Согласно удостоверению Серии АИ N, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Голубева Г.Н. является лицом, добровольно выехавшим из зоны отселения (л.д. 10).
Судом первой инстанции установлено, что Голубева Г.Н. постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" что подтверждается сведениями из домовой книги и пояснениями представителя истца.
Согласно справке из ГУПТИ "Брянскоблтехинвентаризация" Брянской области N от ДД.ММ.ГГГГ за Голубева Г.Н. квартир, индивидуальных домовладений, гаражей, садовых домиков в г. Брянске и Брянской области не значится (л.д. 56).
Согласно выписки из Распоряжения Фокинской районной администрации г. Брянска N-р от ДД.ММ.ГГГГ, Голубева Г.Н. состоит в очереди на получение жилой площади по договору социального найма (л.д. 44).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Голубева Г.Н., вследствие своего добровольного выезда из зоны отселения в г. Брянск, относится к категории лиц, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют, в числе других, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в уполномоченные органы (в рассматриваемом случае - орган местного самоуправления) заявление об участии в подпрограмме с приложением ряда документов, прежде всего, документа, подтверждающего право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на ЧАЭС, на основании совместного Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11 апреля 2006 года "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Удостоверение по форме согласно приложению N к настоящему Порядку оформляется и выдается гражданам органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п. 3 Порядка).
Как установлено, у Голубева Г.Н. имеется удостоверение единого образца, подтверждающее то обстоятельство, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы. Данное удостоверение было представлено Голубева Г.Н. в орган местного самоуправления при подаче заявления о постановке на учет и включении в состав участников подпрограммы.
Согласно части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 01 января 1994 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 18, 20 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Как установлено судом первой инстанции, Голубева Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия со снижением пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", как проживавшей в зоне отселения в "адрес".
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Фокинской районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке Голубева Г.Н. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма за счет средств федерального бюджета является необоснованным, а потому требования Голубева Г.Н. подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Голубева Г.Н. намеренно произвела действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела. Иных доказательств ходе рассмотрения дела представлено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит постановленное по делу решение законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с требованиями действующих правовых норм.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статья 1, статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда в полной мере соответствует названным требованиям.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В. Суярковой
Судьи
Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.