Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
Председательствующего: Журавлева А.В.
Судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.
при секретаре: Стародубцевой П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску заместителя прокурора "данные изъяты" в защиту интересов Шевченко Ю.П. к Областному казенному учреждению " "данные изъяты"" о регистрации в качестве безработного, выплате денежных средств, поступившее по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчика ОКУ " "данные изъяты"" на решение Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Обязать областное казенное учреждение " "данные изъяты"" зарегистрировать Шевченко Ю.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице "данные изъяты" в месяц".
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т Н А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора "данные изъяты" в интересах Шевченко Ю.П. обратился в суд с вышеназванным иском к ОКУ
" "данные изъяты"", в котором просил суд зарегистрировать Шевченко Ю.П. в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением ей пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработицы, выплатить пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда из расчёта "данные изъяты" рублей ежемесячно. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Ю.П. обратилась в ОКУ " "данные изъяты"" с заявлением о регистрации ее в качестве безработной, в чем ей было отказано ввиду отсутствия справки о размере заработной платы за последние три месяца с последнего места работы.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ответчика ОКУ
" "данные изъяты"" по доверенности Николаенко И.А. исковые требования не признала, указала, что Шевченко Ю.П. не была зарегистрирована в качестве безработной, так как не представила справку о среднем заработке с последнего места работы.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней директор ОКУ " "данные изъяты"" Елагин А.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Прокурор, выступающий в интересах Шевченко Ю.П., в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчика ОКУ " "данные изъяты"", выслушав представителя ответчика ОКУ " "данные изъяты"" по доверенности Яковлеву Е.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, объяснения истицы Шевченко Ю.П. и её представителя Шевченко П.Н., представителя прокуратуры "данные изъяты" по доверенности - Казимировой Е.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при постановлении решения по данному спору судом допущено не было.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть3; статья 39, часть 2).
Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. N 1032-1 определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работу и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 1 ч.1 ст. 3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавшим), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз.1 ч.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1). При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (аюз.3.ч.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891 утверждены "Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы" и "Правила регистрации безработных граждан", которые регулируют порядок регистрации безработных граждан" (п.1 Правил регистрации безработных граждан", которые регулируют порядок регистрации безработных граждан), требования к подбору подходящей работы.
Согласно вышеуказанным Правилам, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (п.3).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (п.7).
При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и о постановке на регистрационный учет (п.8).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п.10"Правил регистрации безработных граждан").
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п.11 "Правил регистрации безработных граждан".
К числу государственных гарантий безработным статьей 28 Закона от 19.04.1991 г. N 1032-1 отнесена выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (ст. 30 от 19.04.1991 г. N 1032-1).
Из материалов дела усматривается, что Шевченко Ю.П. состояла в трудовых отношениях с ИП Ж. с ДД.ММ.ГГГГ и была уволена по инициативе работодателя.
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Ю.П. обратилась в ОКУ " "данные изъяты"" с заявлением о регистрации в качестве ищущего работу и безработной. Ею были заполнены заявление-анкета на поиск работы, заявление о согласии на обработку персональных данных, заявление на оказание услуги по информированию, представлены документы.
Согласно исковому заявлению, решение о регистрации Шевченко Ю.П. в качестве безработной и выплате пособия, ОКУ " "данные изъяты"" принято не было по тем основаниям, что Шевченко Ю.П. не была представлена справка за 3 месяца с последнего места работы и такие действия ответчика, Шевченко Ю.П. считает незаконными.
В соответствии с п.4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
В силу пункта 12 указанного постановления при предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Как усматривается из письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, в отношении Шевченко Ю.П. ОКУ " "данные изъяты"" не было принято решение о признании зарегистрированной в качестве безработной и в назначении пособия по безработице отказано, разъяснено право получить государственную услугу по содействию в поисках подходящей работы.
Согласно объяснениям представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, отсутствие у истицы справки о средней заработной плате за последние 3 месяца с последнего места работы - ИП Ж ... послужило основанием для отказа Шевченко Ю.П. в регистрации в качестве безработной и, соответственно, воспрепятствовало получению пособия по безработице.
Согласно "Правил регистрации безработных граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имевшего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения о признании его безработным; д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п.9).
Аналогичный перечень оснований, по которым граждане не могут быть признаны безработными, дан в ч.3 ст.3 ФЗ от 19.04.1991 г. N 1032-1.
Данный перечень является исчерпывающим. Такого основания для отказа в регистрации в качестве безработного как не представление справки о среднем заработке за 3 месяца - вышеуказанные правовые акты не содержат.
По правилам ст. 62 ТК РФ работодатель обязан в срок не позднее трех рабочих дней выдать справку работнику по его письменному заявлению копии документов, связанные с работой, к которым, в том числе, относится справка о заработной плате.
Таким образом, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения до обращения в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости.
Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Как установилсуд первой инстанции, в нарушение требований ст. 62 ТК РФ, по письменному заявлению работника Шевченко Ю.П., справка о заработной плате за период работы у ИП Ж.., работодателем Шевченко Ю.П. выдана не была, архивный отдел комитета организационной и кадровой работы Администрации г "данные изъяты" и ОКУ "Государственный архив документов по личному составу "данные изъяты"", информацией о среднем заработке Шевченко Ю.П. за последние 3 месяца по последнему месту работы у ИП Ж ... - не располагают в связи с тем, что документы ИП Ж. в распоряжении данных архивных организаций отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при обращении истицы в ОКУ " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на учет в качестве безработной, справка о среднем заработке за последние 3 месяца у ИП Ж. представлена не была по не зависящим от нее причинам.
Доводы представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции и аналогичная позиция, изложенная им в апелляционной жалобе о том, что отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы, препятствовала признанию Шевченко Ю.П. безработной и лишало возможности ОКУ " "данные изъяты"" назначить истице пособие по безработице в минимальном размере - "данные изъяты" руб. в месяц, основана на неправильном толковании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и не может быть принята во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
Отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина РФ на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч.1 ст.1, ч.1 и ч.3 ст. 37 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16.12.1997 г. N 20-П и от 22.10.2009 г. N 15-П, Определения от 21.12.2004 г. N 421-О, от 15.11.2007 г. N 730-О-О и от 12.04.2011 г. N 550 - О-О).
Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размеры регулируются ч.2 ст. 30, ст. 31, 33 и ч.1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно ст. 31 закона от 19.04.1991 г. N 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого для признания их безработными. Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным правительством Российской Федерации федеральными органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст. 33 закона от 19.04.1991 г. N 1032-1, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382 на 2015 г. минимальная величина пособия составила 850 руб., максимальная - 4900 руб.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п.2 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие у истицы справки о среднем заработке не препятствовало ее регистрации в ОКУ " "данные изъяты"" в качестве безработного для получения пособия в минимальном размере.
В случае возникновения изменений, влияющих на размер пособия по безработице (период его выплаты), со дня представления безработным гражданином в службу занятости соответствующих документов производится перерасчет пособия по безработице.
Как пояснили Шевченко Ю.П. и ее представитель Шевченко П.Н. в суде апелляционной инстанции, ИП Ж. с ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, трудовой спор о возложении на Ж. обязанность выдать справку о среднем заработки для ОКУ " "данные изъяты"" разрешен в пользу Шевченко Ю.П. Решение суда вступило в законную силу. По исполнении решения суда справка о заработной плате будет представлена ответчику.
С учетом вышеизложенного, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и нормы материального права к спорным правоотношениям, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика зарегистрировать Шевченко Ю.П. в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ с назначением пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице - "данные изъяты" руб. в месяц.
Решение суда в указанной части является законным и обоснованным, выводы суда подробно мотивированы в решении, не согласиться с ними у судебной коллегии правовые основания отсутствуют.
Данных о том, что истец относится в категории граждан, которые в силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными, ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
С доводами апелляционной жалобы ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ истица была снята с регистрационного учета по причине длительной неявки (более 1 месяца) в ОКУ " "данные изъяты"" не состоятельна, так как на материалах дел не основана. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика не смогла пояснить на каком учете в ОКУ " "данные изъяты"" состояла истица и с какого учета была снята ответчиком. Такого решения от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика в суд не представил и его правомерность предметом рассмотрения в настоящем деле не являлась.
Закон "О занятости населения в РФ" оперирует такими понятиями, как регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы и признании гражданина безработным, однако данные понятия не являются самостоятельными и отдельно существующими, а неразрывно связаны друг с другом.
Как следует из ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" признание гражданина безработным невозможно без регистрации его в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Кроме того, как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 06.02.2003 г. N 105-О в отношении права на получение пособия по безработице Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" - назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на удебную практику районных судов в иных регионах, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Кроме того, ч.3 ст. 1 ГПК РФ устанавливает, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела. Исходя из положений ст. 61 ГПК РФ, судебные постановления, принятые по другим делам, преюдициального значения для рассмотрения данного дела не имеют, приведенный истицей в апелляционной жалобе судебный акт был принят в отношении иного лица, по иным требованиям, и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, а прецедентное право Российским законодательством не закреплено.
Законность решения суда проверена судебной коллегией в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в рамках доводов апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права, выводы суда первой инстанции не опровергают, основанием к отмене решения суда не являются.
Нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОКУ " "данные изъяты"" и дополнения к жалобе - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.