Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника ООО "Интерпрайз-Экспресс" по доверенности Осипова А.В., сотрудника полиции Машлыкиной А.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ст. инспектора ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте Машлыкиной А.В ... на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО "Интерпрайз-экспресс" прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу N N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ст. инспектором ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте Машлыкиной А.В., ООО "Интерпрайз-Экспресс" вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Дело направлено для рассмотрения по подведомственности в Железнодорожный районный суд г. Самары, которым ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше постановление.
В жалобе ст. инспектора ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте Машлыкиной А.В. ставится вопрос об отмене постановления суда, поскольку в деле имеются доказательства вмененного ООО "Интерпрайз-Экспресс" административного правонарушения. Кроме того, по делу допущены процессуальные нарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения образуют любые действия, которыми нарушаются правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ), розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции (часть 2.1 той же статьи) и оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (состав, предусмотренный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В силу статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 указанного Закона.
Так, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе, в нестационарных торговых объектах.
Данный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела и это отражено в протоколе, ДД.ММ.ГГГГ в 10.20 часов ООО "Интерпрайз-Экспресс" из нестационарного торгового объекта (не связанного прочно фундаментом с землёй и не имеющего технологического присоединения к инженерным сетям) киоска N, не являющегося предприятием общественного питания (отсутствует зал, туалетная комната, раковина), расположенного по адресу: "адрес", осуществляло продажу алкогольной продукции - пива наименованием "Самара" объемом 0,5 л. через продавца, чем нарушило требования п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Признавая отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в действия ООО "Интерпрайз-Экспресс", суд первой инстанции указал, что деятельность киоска N, расположенного на "адрес", отвечает признакам предприятия общественного питания. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, установленный ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ, не распространяется на розничную продажу пива.
Между тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о наличии действиях ООО "Интерпрайз-Экспресс" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Так, на деятельность по оказанию услуг общественного питания распространяются требования "ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (далее - ГОСТ Р 50762-2007), утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 475-ст, который подразделяет организации общественного питания в зависимости от характера их деятельности, устанавливает классификацию предприятий общественного питания по определенным типам - ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии. При определении типа предприятия общественного питания учитываются конкретные факторы: ассортимент реализуемых кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их разнообразие и сложность изготовления; техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.); методы и формы обслуживания; время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги) и т.д.
Согласно п. 4.10. ГОСТ Р 50762-2007 под предприятием быстрого обслуживания понимается предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово "экспресс" или "бистро".
Пунктом 4.10.1. ГОСТ Р 50762-2007 установлено, что предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
Предприятия быстрого обслуживания различают: по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (гамбургерные, пиццерии, пельменные, блинные, пирожковые, пончиковые, шашлычные и т.д.); по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные; по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные (летние).
На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.
Таблицей 2 указанного ГОСТа установлены требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятия, такие как внешний вид предприятия: вывеска обычная (пп. 1.1.); состав помещений для потребителей: зал (пп. 2.1); туалет с раковиной для мытья рук (пп. 2.2.); оформление залов и помещений для потребителей: использование современных декоративных элементов в интерьере (пп. 3.1.); микроклимат: система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности (пп. 4.1.), также требования к мебели, столовым приборам, белью, меню, ассортименту кулинарной продукции, к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви.
На основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов б/н от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что киоск N, расположенный по вышеуказанному адресу, не имеет признаков, позволяющих отнести данный объект к предприятию быстрого питания согласно положениям приведенного выше ГОСТа (не имеет умывальника, санузла, канализационного выхода, не оборудован урной для бытовых отходов и мусора, отсутствует доска информации для потребителя) В киоске расположен холодильник, полки с бакалейной продукцией, имеется окно для реализации продуктов. Подобное оснащение объекта свидетельствует о том, что предприниматель ведет торговлю пивом из нестационарного торгового объекта, чем нарушает запрет, установленный пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ.
При этом, свидетельства о внесении спорного киоска в Реестр объектов нестационарной сети, а также Уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности - предоставления услуг общественного питания (подаваемого в региональное Управление Роспотребнадзора в установленном законом порядке) суду не представлено. Из договора субаренды недвижимого имущества - киоска по казанному выше адресу, вид использования имущества - именно под организацию общественного питания, также не усматривается. Вышеуказанные данные имеют существенное значение для правильного и всестороннего принятия решения.
При таких обстоятельствах постановление суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо более полно и всесторонне исследовать имеющиеся в деле доказательства, и дать им надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ООО "Интерпрайз-экспресс" прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда.
Жалобу ст. инспектора ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте Машлыкиной А.В ... - удовлетворить.
Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.