Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 10 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что мэрия городского округа Тольятти является должником по исполнительному производству N 1177706/14/63030-ИП, возбужденному 14.11.2014 г., о предоставлении Е. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
18.03.2015 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Морозовой Н.А. на основании постановления о взыскании исполнительского сбора с мэрии городского округа Тольятти взыскано 50 000 рублей за неисполнение решения Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.05.2014 г. о предоставлении Е. жилого помещения.
По мнению мэрии городского округа Тольятти основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку исполнение решения суда в 2015 году было невозможно, так как денежные средства, запланированные в 2015 году для формирования специализированного жилищного фонда, до настоящего времени в бюджет города Тольятти не перечислены.
Мэрией приняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда, и отсутствие денежных средств в бюджете городского округа Тольятти на данные цели обусловило невозможность исполнения решения суда в полном объеме, а взыскание исполнительского сбора может усугубить финансовое положение городского округа Тольятти Самарской области.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая, что в действиях мэрии городского округа Тольятти отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в 5-дневный срок, мэрия городского округа Тольятти просила суд освободить ее от уплаты исполнительского сбора.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 10 ноября 2015 г. в удовлетворении иска мэрии городского округа Тольятти к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказано.
В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить, указав, что судом не исследованы причины неисполнения судебного акта, степень вины должника, обоснованность взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии городского округа Тольятти - В. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить.
Представитель УФССП России по Самарской области - Ш. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.05.2014 г., вступившим в законную силу 09.08.2014 г., на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить Е. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда.
14.11.2014 г. на основании исполнительного листа N ВС055743580 от 09.08.2014 г., выданного Центральным районным судом г. Тольятти, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области Управления ФССП по Самарской области возбуждено исполнительное производство N 1177706/14/63030-ИП (л.д. 13).
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда не исполнено.
18.03.2015 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Тольятти Самарской области вынесено постановление о взыскании с мэрии городского округа Тольятти исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение решения суда от 06.05.2014 г. в установленный срок (л.д. 11).
Разрешая спор и отказывая мэрии городского округа Тольятти в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок. При этом суд указал на то, что отсутствие либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений с целью исполнения требований исполнительных документов, как и необходимость во временных затратах, не свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа.
Между тем с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались, а указанные мэрией городского округа Тольятти основания освобождения от взыскания исполнительского сбора, в нарушение требований закона предметом исследования и оценки суда не являлись.
Судом не было принято во внимание, что решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.05.2014 г. на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить Е. благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых городскому округу Тольятти на формирование специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения планируется предоставить гражданам данной категории в IV квартале 2015 года, после ввода строящихся домов в эксплуатацию.
Кроме этого, в настоящее время мэрией городского округа Тольятти разрабатывается аукционная документация на приобретение 26 жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность городского округа Тольятти посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Денежные средства, запланированные в 2015 году для формирования специализированного жилищного фонда, до настоящего времени в бюджет городского округа Тольятти не перечислены.
При данных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного бездействия должника - мэрии городского округа Тольятти в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок нельзя признать правильным.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, повлекшие неправильное разрешение дела, что согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение следует отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления мэрии городского округа Тольятти об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 10 ноября 2015 года отменить полностью и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление мэрии городского округа Тольятти об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить мэрию городского округа Тольятти от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Тольятти УФССП по Самарской области о взыскании исполнительского сбора от 18.03.2015 г. в размере 50 000 рублей по исполнительному производству N 1177706/14/63030-ИП, возбужденному в отношении мэрии городского округа Тольятти.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.