Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Эрхетуевой О.М.,
судей Захарова Е.И., Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сороковиковой М.А., действующей одновременно в интересах в интересах несовершеннолетнего Сороковикова Р.Н., Сороковикова А.А., действующего в интересах несовершеннолетней Сороковикова А.А., Сороковиковой Т.Ф. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера,
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда РБ от 27 апреля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., выслушав представителя Министерства социальной защиты населения РБ Тарбаеву Р.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истцы Сороковиковы просили признать за ними право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Требования мотивировали тем, что их семья постоянно проживает по адресу: Республика Бурятия, " ... " " ... ". В результате произошедшей ... чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " Республики Бурятия, вызванной сходом селевых потоков и паводковых вод " ... ", утрачено их домашнее имущество, повреждены дом и земельный участок. При обращении с заявлением о признании их пострадавшими и оказании мер государственной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, материальна помощь не была оказана. Просили признать за ними право на выплату единовременной финансовой помощи в размере " ... " руб., признать право на выплату единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество в размере " ... " руб. на каждого пострадавшего.
В судебное заседание истцы Сороковикова М.А., Сороковикова Т.Ф. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец Сороковиков А.А., его представитель Сычева О.Н. поддержали заявленные требования, просили удовлетворить заявление.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. возражала против заявленных требований, просила удовлетворить заявление частично.
В апелляционной жалобе на решение об удовлетворении исковых требований Сороковиковых представителем Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. поставлен вопрос о его отмене и принятии нового, со ссылкой на рассмотрение дела без привлечения министерства. Оспариваемым решением разрешен вопрос о правах и обязанностях Министерства. Судом допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права. Правоотношения между истцами и администрацией района не возникли, спора о праве не имеется, заявление от истцов поступило после прекращения действия соглашения от 23.06.2014 г. N 25, заключенного Министерством с МО "Тункинский район". Жилое помещение истцов пригодно для проживания, в связи с этим, судом без достаточных оснований сделан вывод об утрате имущества первой необходимости и его стоимости.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Тарбаева Р.В. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, об отложении слушания по делу на другой срок не просили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Согласно ст. 24 названного Федерального закона финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (п.п. "п" пункта 4).
... в " ... " Республики Бурятия произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП "Аршан" " ... " Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение ... -р от ... и Распоряжение ... -р от ...
Распоряжением Правительства Республики Бурятия ... -р от ... выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " Республики Бурятия ... от ...
В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
П.2.2.3 названного Соглашения установлено, что для принятия решения об оказании финансовой помощи граждане предоставляют в отдел социальной защиты населения по Тункинскому району РГУ "Центр социальной защиты населения" соответствующее заявление с необходимыми документами. В том числе, должен быть представлен документ с отметкой о регистрации по месту жительства (пребывания) на момент возникновения чрезвычайной ситуации или решение суда об установлении факта проживания на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления.
В силу п.2.2.5 Соглашения решение об оказании (об отказе в оказании) финансовой помощи принимается комиссией, созданной Администрацией МО "Тункинский район". П.4.3 установлен срок действия Соглашения - до 31.12.2014 г.
Распоряжением Правительства ... -р от ... Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия для последующего перечисления Администрации МО " " ... "" из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделено " ... " руб. для оказания разовой материальной помощи вышеназванным гражданам. При этом, п.2.1 Распоряжения установлен срок обеспечения использования выделенных средств - до ... , п.2.2. установлено, что в случае наличия остатков финансовых средств осуществить их возврат в республиканский бюджет до ...
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание единовременной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в " ... " Республики Бурятия ... от ...
В соответствии с п.2.2.1 Соглашения получатель бюджетных средств - Администрация МО " " ... "" формирует и утверждает списки граждан, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией на основании сведений, представленных территориальным подразделением ГО и ЧС России по Республике Бурятия. П.2.2.2 установлено, что Администрация МО " " ... "" оказывает материальную помощь на основании утвержденных списков гражданам, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в размере " ... " руб. на каждого пострадавшего человека. П.2.2.3 Соглашения предусмотрено, что материальная помощь гражданам предоставляется на основании заявлений граждан, поданных в орган местного самоуправления по месту жительства. П.4.3 установлен срок действия Соглашения - до ...
Таким образом, Правительством Республики Бурятия, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район" определен порядок признания права граждан на получение разовой материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что в установленном порядке с представлением необходимых документов истцы обращались в уполномоченные органы для получения разовой материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Справкой, выданной МО СП "Аршан", подтверждено, что истцы Сороковикова М.А., ее несовершеннолетние дети Сороковикова А.А., Сороковиков Р.Н., Сороковиковой Т.Ф. фактически проживали в жилом доме, расположенном по адресу: " ... "Б и поврежденном в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Актом обследования указанного жилого помещения от 08.08.2014 г. установлено, что жилое помещение пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт пола и стен. Предварительный ущерб составляет " ... " руб.
Тем самым, вывод районного суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований истцов обоснован.
Довод жалобы о том, что Министерство социальной защиты населения РБ не привлекалось к участию в судебном заседании, и вынесенным решением разрешен вопрос о правах и обязанностях Министерства, не подтвержден материалами дела.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судам разъяснено обратить внимание на то, что в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 ГПК РФ лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности. При этом такие лица не обязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления.
Из существа рассматриваемого спора и оспариваемого решения суда следует, что в решении суда не разрешался вопрос о правах Министерства, какие-либо обязанности на него решением суда не возлагались.
Следовательно, Министерство не является лицом подлежащим обязательному привлечению к участию в деле и его жалоба не подлежит удовлетворению, в том числе и по существу.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в свою очередь на основании доказательств, представленных сторонами и при верном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинскогно районного суда Республики Бурятия от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Эрхетуева
Судьи: Е.И. Захаров
И.Ч. Гончикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.