Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Юрковой Т.А.,
при секретаре Матушкиной Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УМВД России по г. Туле на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 24 сентября 2015 года по административному иску Королева Д.В. о признании незаконным заключения об отказе в выдаче лицензии.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
Королев Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения об отказе в выдаче лицензии, мотивировав свои требования тем, что на его заявление от 10.07.2015г. о выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия 20.07.2015г. инспектором OЛPP УМВД России по г. Туле было вынесено заключение об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа послужил тот факт, что он (Королев Д.В.) зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, то есть не имеет постоянной регистрации по месту жительства в г. Туле. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку он имеет временную регистрацию и постоянно проживает по адресу: ***.
Просил признать незаконным заключение об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, вынесенное 20.07.2015г. инспектором OЛPP УМВД России по г. Туле Белевским П.В., обязать УМВД России по г. Туле выдать ему данную лицензию.
Заявитель Королев Д.В., его представитель Орлов Б.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Туле по доверенности Белевский П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, полагая, что заключение об отказе в выдаче Королеву Д.В. лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия является законным и обоснованным.
Решением Зареченского районного суда г. Тулы от 24 сентября 2015 года постановлено: заявление Королева Д.В. удовлетворить.
Признать незаконным заключение УМВД России по г. Туле от 20.07.2015г. об отказе в выдаче Королеву Д.В. лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
Обязать УМВД России по г. Туле устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствий к осуществлению Королевым Д.В. права в получении лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и рассмотреть заявление Королева Д.В. о выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в установленном законом порядке.
УМВД России по г. Туле просит постановленное по делу решение отменить, отказать Королеву Д.В. в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Королева Д.В., его представителя Орлова Б.А., представителя УМВД России по г. Туле по доверенности Белевского П.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения ( ст. 178 КАС РФ).
Как следует из содержания статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Признавая незаконным заключение УМВД России по г. Туле от 20.07.2015г. об отказе в выдаче Королеву Д.В. лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, суд первой инстанции пришел к выводу, что обращение Королева Д.В. за выдачей лицензии правомерно осуществлено по месту его постоянного пребывания, в связи с чем, последовавший отказ в выдаче лицензии создает препятствия к осуществлению его прав и реализации законных интересов, и не отвечает принципу законности.
Между тем, указанные выводы суда не основаны на нормах материального права.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
В статье 13 Федерального закона "Об оружии" говорится о праве граждан Российской Федерации на приобретение оружия, в том числе огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, которое может быть реализовано посредством получения лицензии в органах внутренних дел по месту жительства.
Согласно положениям данной статьи, в случае изменения места жительства гражданин обязан в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.
Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не имеющим постоянного места жительства.
Таким образом, наличие постоянного места жительства является условием реализации права гражданина на приобретение оружия.
В соответствии с Федеральным законом "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее по тексту - Инструкция).
Согласно п. 8 Инструкции, заявления о выдаче лицензий принимаются в приемные дни в установленное время сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел либо сотрудниками, на которых возложены такие обязанности, в специально выделенных для этих целей служебных помещениях.
В соответствии с п.11 Инструкции, сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений (приложение 30). В нем одновременно осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче (приложение 31).
Согласно п. 29 Инструкции, по результатам изучения заявления, поступивших материалов и проведенных проверок, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, сотрудник лицензионно-разрешительной работы либо лицо, исполняющее такие обязанности, выносит заключение о выдаче лицензии и на заявлении производит запись следующего содержания: "Полагал бы возможным выдать лицензию", которую заверяет личной подписью.
Данное заключение согласовывается с руководителем территориального органа МВД России, его заместителем - начальником полиции или заместителем начальника полиции по охране общественного порядка, а также руководителем центра лицензионно-разрешительной работы либо лицами, исполняющими их обязанности. Для оформления заключений и решений могут использоваться соответствующие штампы, текстовая часть которых заверяется подписями уполномоченных должностных лиц.
При наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий.На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения (п.30 Инструкции)
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему, утвержденном Приказом МВД Российской Федерации от 23 апреля 2012 года N 355 (далее - Административный регламент).
Пунктом 9 данного регламента установлен Перечень необходимых документов, представляемых заявителем для получения лицензии (при первичном приобретении оружия), среди которых указан паспорт гражданина Российской Федерации. Для вынесения заключения о возможности выдачи лицензии сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, для чего в территориальный орган МВД России по месту жительства заявителя направляется задание о проведении проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов, по результатам проверки составляется акт (пункт 26).
Кроме того, в соответствии с пунктом 27 Административного регламента, сотрудником в рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в течение 2 дней со дня регистрации заявления формируется и направляется запрос в ФМС России о предоставлении сведений в отношении заявителя, в том числе об адресе его регистрации по месту жительства.
При выявлении обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, сотрудник готовит заключение об отказе в выдаче лицензии (пункт 30.1 Административного регламента).
Порядок подтверждения гражданином сведений о месте постоянного жительства установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 данных Правил, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые документы (п. 16 Правил).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 10.07.2015г. через официальный портал государственных услуг Королев Д.В. обратился в OЛPP ОП "Зареченский" УМВД России по г. Туле с заявлением о выдаче лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Из заявления следует, что заявитель имеет регистрацию по месту жительства по адресу: ***, в качества места хранения оружия и патронов указано жилое помещение по адресу: ***, в котором у заявителя оформлена регистрация по месту пребывания.
Одновременно с подачей данного заявления, Королев Д.В. представил медицинское заключение N *** по результатам освидетельствования гражданина для получения лицензии на приобретение оружия, из которого усматривается, что у заявителя не выявлено медицинских противопоказаний на право владения оружием; свидетельство N *** от 24.06.2015г., из которого усматривается, что Королев Д.В. прошел обучение по программе подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; свидетельство о регистрации по месту пребывания N, в соответствии с которым Королев Д.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: *** на срок с 16.06.2015г. по 16.06.2020г.
Действуя в соответствии с требованиями названных выше нормативных правовых актов, УМВД России по г. Туле провел проверку указанных в заявлении сведений, по результатам которой установил, что заявитель зарегистрирован по месту жительства по адресу: ***, следовательно, не имеет постоянного места жительства в г. Туле.
Поскольку в силу статьи 13 Федерального закона "Об оружии" наличие постоянного места жительства является условием реализации права гражданина на приобретение оружия, заключением УМВД России по г. Туле от 20.07.2015 г. Королеву Д.В. в выдаче лицензии отказано.
Отменяя настоящее заключение, суд первой инстанции, анализируя данные нормативные правовые акты, а также положения статей 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1), пришел к выводу, что квартира, в которой заявитель зарегистрирован по месту пребывания, является его местом жительства.
Вместе с тем, согласиться с таким выводом суда нельзя, поскольку судом не учтено, что, устанавливая правило, по которому регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1), законодатель в этой же статье указал на обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно положениям статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Под местом жительства следует понимать жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, законодатель определилместом жительства гражданина жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Федеральный закон "Об оружии" реализацию права гражданина на приобретение оружия связывает с наличием у него постоянного места жительства, отсутствие которого влечет отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия. Поскольку Королев Д.В. не имеет место жительства на территории города Тулы, у УМВД России по г. Туле имелись достаточные основания для отказа в выдаче лицензии.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым решение Зареченского районного суда г. Тулы от 24 сентября 2015 года отменить, постановив новое решение об отказе в удовлетворении заявления Королева Д.В.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского районного суда г. Тулы от 24 сентября 2015 года отменить, постановив новое решение об отказе в удовлетворении заявления Королева Д.В.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.