Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
при секретаре Иванове П.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Анапский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о возложении обязанности по обеспечению доступности дошкольного образования для детей дошкольного возраста. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что в электронной очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении зарегистрированы по состоянию на 01 августа 2015 года 6194 ребенка. Полагает, что принимаемые администрацией муниципального образования город-курорт Анапа меры по строительству и реконструкции дошкольных учреждений не позволят ликвидировать дефицит мест в детских садах на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Представитель управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Замуреева А.П. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Решением Анапского городского суда от 15 октября 2015 года исковое заявление Анапского межрайонного прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. просит отменить решение Анапского городского суда от 15 октября 2015 года, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Руденко М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Анапской межрайонной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения законодательства об образовании, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа выявлены нарушения гарантированной государством общедоступности дошкольного образования для детей. По результатам проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в муниципальном образовании город-курорт Анапа имеется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2016 году необходимо обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года N272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N5-П, указано, что муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, то есть администрации муниципального образования город-курорт Анапа. В п. 13 ст. 7 Устава муниципального образования город-курорт Анапа также определена обязанность по охвату детей дошкольным образованием.
В силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года N272-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования город-курорт Анапа в возрасте от 0 до 7 лет проживает 17725 детей. В письме заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа " ... " адресованного в Анапскую межрайонную прокуратуру указано, что в городе-курорте Анапа расположено 43 организации дошкольного образования. В электронной очереди для предоставления места в дошкольной образовательной организации по состоянию на 01.08.2015 года зарегистрировано 6194 ребенка, в том числе от 3 до 7 лет - 1266. По состоянию на 01.08.2015 года охват детей дошкольным образованием составляет 42,2 %. В электронной очереди для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении зарегистрированы: на 1 января 2013 года - всего 8014, из них от 3 до 7 лет 2542; на 1 января 2014 года - всего 7085, из них от 3 до 7 лет 2125; на 1 января 2015 года - всего 6643, из них от 3 до 7 лет 1817; на 1 июля 2015 года - всего 6592, из них от 3 до 7 лет 1521.
В 2015 году в период комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с заявлениями о предоставлении места в детском саду обратилось 2097 родителей, законных представителей детей дошкольного возраста.
На 2015 год муниципальной программой "Развитие образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа" предусмотрено выделение финансирования на капитальный ремонт дошкольных образовательных организаций с общим объемом 167879,7 тыс.руб., из них местный бюджет - 51999,7 тыс.руб., краевой - 115880,0 тыс.руб. Органом местного самоуправления ликвидация очередности в 2015 году планировалась, в том числе за счет строительства: детского сада на 280 мест по адресу: город-курорт Анапа, ул.Ленина, 191А; детского сада на 140 мест по адресу: город-курорт Анапа, х.Воскресенский, ул.Трудовая, 4; корпуса на 80 мест на территории МАДОУ N32 "Ромашка"; корпус на 80 мест на территории МАДОУ N42 "Ласточка"; капитального ремонта с увеличением на 25 мест в детском саду N2 "Орленок", на 30 мест в детском саду N12. До окончания года по данному направлению планировалось ввести 635 мест в дошкольных образовательных организациях.
Для реализации мероприятий "дорожной карты" администрацией муниципального образования город-курорт Анапа утверждена муниципальная программа "Развитие образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа" (последняя редакция - постановление от 10.07.2015 года N3014).
Вместе с тем, проведенной прокурорской проверкой установлено, что принятая Муниципальная программа в части запланированного в 2015 году строительства (реконструкции, капитального ремонта) дошкольных образовательных организаций малоэффективна, не позволит в полном объеме обеспечить охват детей, не все запланированные мероприятия исполняются. Меры к ликвидации дефицита мест в детских садах не достаточны.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией муниципального образования в недостаточной мере финансируется Муниципальная программа из местного бюджета мероприятия по строительству дошкольных образовательных организаций. Все мероприятия планируются исключительно при наличии краевого финансирования в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 апреля 2014 года N376 "Об утверждении Порядков предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие образования".
Суд первой инстанции правильно указал, что предоставление муниципальным образованиям субсидии является правом, а не обязанностью администрации Краснодарского края. Уровень софинансирования из краевого бюджета расходного обязательства муниципального образования Краснодарского края за счет субсидий не может быть "выше 95% и ниже 5% расходного обязательства. Финансирование из краевого бюджета на текущую дату не имеется, в связи с отсутствием средств.
При этом, законодателем однозначно определено, что организация предоставления дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции также установлено, что по состоянию на октябрь 2015 года реконструкция, строительство дошкольных образовательных организаций на территории муниципального образования город-курорт Анапа не осуществлялись.
Муниципальной программой, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа 19.03.2015 года N1221, в 2015 году запланирован капитальный ремонт МАДОУ детский сад компенсирующего вида N2 "Орленок", для чего было предусмотрено с местного бюджета 704,2 тыс.руб., однако, мероприятие по капитальному ремонту МАДОУ детский сад компенсирующего вида N2 "Орленок" провести не представляется возможным.
Так, в управлении образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа (уполномоченном органе) уже в феврале 2015 года имелось экспертное заключение (от 19.02.2015 г.) ООО "Центр качества строительства город-курорт Анапа о невозможности эксплуатировать аварийное здание МАДОУ детский сад N2 "Орленок", так как оно не соответствует требованиям экологических, санитарно-эпидемиологических, пожарных норм, рекомендовано демонтировать аварийное здание.
Приказом и.о. начальника управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.02.2015 года N143 в связи с аварийным состоянием здания МАДОУ детский сад N2 "Орленок" с 09.02.2015 года приостановлена работа дошкольного учреждения, воспитанники распределены по другим садам.
Таким образом, на момент вынесения 19.03.2015 года главой муниципального образования город-курорт Анапа постановления N1221 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа", было невозможно и нецелесообразно проведение капитального ремонта здания детский сада N2 "Орленок".
Кроме того, органом местного самоуправления в 2015 году не осуществляется строительство корпусов на 80 мест на территории МАДОУ N32 "Ромашка" и на 80 мест на территории МАДОУ N42 "Ласточка", не смотря на то, что строительство новых корпусов было предусмотрено ещё постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2014 года N1746 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа".
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что в июле 2014 года ООО "ЕвроИнжПроект" на основании заключенных договоров подготовлены заключения о техническом состоянии строительных конструкций здания группой ячейки лит "б", расположенное на территории МАДОУ N42 "Ласточка" и здания яслей лит. "б" МАДОУ N32 "Ромашка". Согласно заключения вышеуказанные здания группой ячейки МАДОУ N42 "Ласточка" и МАДОУ N32 "Ромашка" не отвечает минимально необходимым требованиям Федерального закона от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" по механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при техногенных воздействиях, в связи с чем, пребывание в здании не безопасно для жизни и здоровья человека.
Для получения разрешения на строительство новых корпусов необходимо получить разрешение на демонтажные работы аварийных зданий, не имея подобного разрешения, в Муниципальной программе, преждевременно предусматриваются бюджетные средства на строительство новых корпусов в 2015 году.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения образования, развития, отдыха и оздоровления детей.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения подготовки его заключения устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением главы (губернатора) Краснодарского края от 08.09.2014 года N969 утвержден порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и муниципальной собственностью. Настоящим Порядком предусмотрено создание на местах комиссии, в полномочия которой входит рассмотрение обращений уполномоченных органов и подготовка заключения по результатам рассмотрения. Инициатором проведения оценки выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, введении которого находится объект социальной инфраструктуры (далее - Уполномоченный орган). Для проведения оценки Уполномоченный орган предоставляет комиссии пакет документов.
Однако, администрацией муниципального образования город-курорт с 08.09.2014 года не проведена оценка последствий принятия решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей. Только, 01.07.2015 администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в министерство образования и науки Краснодарского края направлены обращения о согласовании демонтажа аварийных зданий МАДОУ N 42 "Ласточка", МАДОУ N32 "Ромашка", МАДОУ детский сад N2 "Орленок".
05.08.2015 года исполняющим обязанности министра образования и науки Краснодарского края главе муниципального образования город-курорт Анапа указано о том, что министерство не наделено полномочиями по согласованию демонтажа аварийных зданий, являющихся муниципальной собственности. По состоянию на 10.09.2015 года запрос о разъяснении порядка согласования ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей курирующему заместителю главы (губернатора) Краснодарского края не направлялся.
Кроме того, ответчиком строительство детских садов по адресу: " ... ", указанных в Муниципальной программе не ведется, в том числе из-за отрицательных государственных экспертиз. Указанное свидетельствует о формальном подходе к ликвидации очередности в детских садах и исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N599, так как без расширении сети дошкольных образовательных организаций невозможно ликвидировать очередность мест.
Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в материалы дела не представлены доказательства создания в муниципальных дошкольных образовательных организациях условий для приема детей в возрасте от 2 месяцев.
Приказом министра образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 года N1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в том числе для детей с 2 месяцев рождения. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Кроме того, приказом министра образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года N1014 указано, что в образовательной организации могут быть организованы также группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года N76 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПиН 2.4.1.3049-13. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций.
По поручению Анапской межрайонной прокуратуры в августе-сентябре 2015 года специалистами территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа, Темрюкском районе проведено обследование дошкольных образовательных организаций администрации муниципального образования город-курорт Анапа на предмет соблюдения санитарных норм и правил.
В ходе обследования установлено, что во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях не организован прием детей с 2 месяцев до 1,5 лет, не созданы условия для приема детей с 2 месяцев до 1,5 лет согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, а именно: в дошкольных организациях не зафиксировано детей в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет; отсутствуют группы для детей младенческого и раннего возраста детей (до 1,5 лет); в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста до года не выделено место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальни для детей младенческого и раннего возраста до года не разделены остекленной перегородкой на 2 зоны; для осмотра и переодевания (пеленания) детей младенческого и раннего возраста помещение раздевальной не оборудовано пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей; место для грудного кормления детей не выделено, не оборудовано столом и стулом; для передвижения детей на полу не выделено место, ограниченное барьером; в туалетной не оборудована детская ванна; физическое развитие детей первого года жизни не организовано (организуется в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача); не организовано питание детей первого года жизни (назначается индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативными и своевременным введением всех видов прикорма в соответствии со схемой введения прикорма детям первого года жизни).
Таким образом, отсутствие условий для приема детей с 2 месяцев рождения в дошкольные образовательные организации приводит к нарушению гарантированного конституционного права на дошкольное образование.
Судом установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по обеспечению детей образованием с 2 месяцев в муниципальном образовании город-курорт Анапа надлежащим образом не исполняется.
Действующих в муниципальном образовании город-курорт Анапа 48 групп семейного воспитания, в которых воспитываются 157 детей дошкольного возраста, недостаточно, о чем свидетельствует количество поступивших в межрайонную прокуратуру обращений граждан о нарушении их прав.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Анапским межрайонным прокурором исковые требования.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.