Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Самылова Ю.В.
при секретаре Филинове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 19 января 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Хамитовой И.С. на решение Киржачского районного суда Владимирской области от 3 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Хамитовой Ирине Сергеевне заявления к территориальному отделению в г. Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения **** от **** об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании отменить решение и принять на учет нуждающихся в жилом помещении, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, отказать.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Хамитова И.С. обратилась с административным исковым заявлением к Территориальному отделению в г. Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, предъявив указанные выше требования.
В обоснование требований указала, что является дочерью прапорщика С., проходившего военную службу в период с **** по ****, умершего **** при исполнении обязанностей военной службы. Она до настоящего времени проживает в служебной квартире, предоставленной её отцу, и другого жилья не имеет. В ответ на её заявление административным ответчиком решением от **** отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы. Данное решение получено ею **** факсимильной связью. Полагала его незаконным, поскольку её отец на момент гибели в силу действующего в тот период законодательства имел право по истечении пяти лет службы (то есть с ****) на получение жилого помещения по договору социального найма.
Оспариваемое решение нарушает её права, предусмотренные ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В судебном заседании административный истец Хамитова И.С. поддержала заявленные требования.
Представитель административного истца по устному ходатайству - Куйбеда Д.И. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, сообщив, что на учете нуждающихся в получении жилого помещения С. не состоял, но это не может ограничивать права членов его семьи.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие. В представленных возражениях указал, что С. на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоял и не имел оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, обеспечение которой в момент смерти военнослужащего производилось органами местного самоуправления.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Хамитова И.С. просит отменить решение суда как незаконное, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и нарушением судом норм материального права. В обоснование указывает, что судом не дана оценка тем обстоятельствам, что решением жилищной комиссии войсковой части от **** она поставлена на учет нуждающихся как член семьи погибшего военнослужащего, что её отца на момент смерти имелось право быть поставленным на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Также указала о необоснованности вывода суда относительно статуса занимаемого ею жилого помещения, являющегося служебным.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие административного истца и административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, неявка которых не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда, и материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 6, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В силу ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции от 24.11.1995, действующей на момент гибели /смерти/ военнослужащего) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу п. 5 ст. 23 данного Закона РФ члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, данная норма закрепляла для вышеуказанных лиц право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с этим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего и сохраняли нуждаемость в жилье после гибели (смерти) военнослужащего.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
В силу ранее действовавшего законодательства, в том числе Постановления Совмина СССР от 17.02.1981 N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей" (п. 21 Положения), ст. 108 ЖК РСФСР, ст. 23 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", п.7 Постановления Правительства РФ от 04.05.1999 N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, проживающие с ним члены его семьи не подлежат выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления им безвозмездно другого благоустроенного жилого помещения, и в силу названного выше Закона РФ и Постановления Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 за ними сохраняется право на улучшение жилищных условий на основании и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Как указал Верховный Суд РФ в решении от 16.09.2010 N ГКПИ10-921, в указанном Постановлении Правительства РФ N 451 по существу введена дополнительная социальная гарантия для членов семьи погибшего военнослужащего (сотрудника), ранее не состоящих на жилищном учете, но нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Основания признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", вступившими в действие с 27.09.1998, то есть после смерти военнослужащего.
Подпунктами "а", "г", "ж" п. 7 Правил в качестве оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий предусмотрены: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
При этом каждое из указанных оснований является самостоятельным при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пп. "б" п. 6 данных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.
В настоящее время, на основании приказов Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 и 18.11.2010 N 1550 уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 и соответствующих Инструкций (приказ Минобороны РФ N 1280) определен уполномоченный орган военного управления - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г.Санкт-Петербург). Перечнем территорий, закрепляемых за Федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 27.08.2010 N 1135, за указанным Учреждением закреплена территория субъекта - Владимирская область.
Приказом Министра обороны РФ от 06.06.2012 N 1441 во Владимирской области, г. Владимир создано территориальное Отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Материалами дела установлено, что военнослужащий С., зачисленный в списки личного состава войсковой части приказом командира от **** ****, умер **** в результате ****; исключен из списков личного состава части приказом командира от **** **** в звании ****. То есть на момент смерти выслуга составила более **** лет.
В период службы С. предоставлено жилое помещение общей площадью **** кв.м (в том числе жилой - **** кв.м) в военном городке по адресу: ****, на основании ордера **** от ****, выданного Министерством обороны СССР в лице КЭЧ Московского района Московского военного округа, на право занятия двухкомнатной квартиры составом семьи 4 человека ( С., его супруга Л. и двое детей дочь Нейман И.С., сын Д.
В выписке из домовой книги **** и лицевого счета **** на данное жилое помещение указано о временном месте жительства перечисленных выше лиц по указанному выше адресу.Брак С. с супругой Л. расторгнут ****.
На момент смерти С. его дочери - Нейман И.С. было 18 лет.
После заключения брака **** Нейман И.С. присвоена фамилия Хамитова (супруг А. умер ****).
В настоящее время по адресу: ****
зарегистрировано 3 человека: Хамитова И.С., её брат Д., их мать Л.
Решением жилищной комиссии войсковой части 32879, оформленным протоколом **** от ****, Хамитова И.С. (гражданский персонал войсковой части) на основании её заявления составом семьи 1 человек поставлена на очередь на получение постоянного жилья по избранному месту жительства, как член семьи умершего военнослужащего С.
Хамитова И.С. в 2015 году обратилась в территориальное отделение во Владимирской области, г. Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, как дочери умершего военнослужащего.
Решением **** от **** начальника территориального отделения во Владимирской области, г. Владимир ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ Хамитовой И.С. отказано в постановке на данный учет на основании п.2 ст. 54 ЖК РФ, так как представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Указано, что не имеется оснований для постановки на учет Хамитовой И.С., так как на момент смерти С. военнослужащие обеспечивались жильем в органах местного самоуправления, С. утратил статус военнослужащего, Хамитова И.С. обеспечена жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
О нарушении прав Хамитовой И.С. стало известно ****, после получения указанного выше решения.
Как следует из возражений административного ответчика на административное исковое заявление, после смерти отца у Хамитовой И.С. возникло право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, но данным правом она не воспользовалась до момента обращения в отделение ( ****).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что срок обжалования оспариваемого решения Хамитовой И.С. не пропущен.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что на момент смерти С. ни он, ни члены его семьи не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также с **** года Хамитова И.С. обеспечена жилым помещением жилой площадью **** кв.м и не представлено доказательств того, что находящаяся в пользовании членов семьи погибшего военнослужащего 2-х комнатная квартира относится к служебному жилому фонду. Учитывая обеспеченность членов семьи военнослужащего жилым помещением по установленным нормам (более 6 кв.м на одного члена семьи на тот период времени), суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания С. и
членов его семьи на момент гибели военнослужащего нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции относительно статуса жилого помещения преждевременным, сделанным с нарушением норм материального и процессуального права, без исследования всех необходимых доказательств и привлечения собственника жилищного фонда и уполномоченного органа, которым предоставлено право распоряжения жилыми помещениями.
Делая вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения административного иска, суд фактически сделал вывод о пользовании административным истцом жилым помещением на условиях договора социального найма, и, тем самым, об обеспеченности её жилым помещением и отсутствии нарушения прав последней оспариваемым решением.
По смыслу положений ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ право на жилище указанных в нем лиц гарантируется государством за счет средств федерального бюджета.
Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 19.08.2004 N 1082.
В силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с Инструкцией к приказу Минобороны РФ от 18.11.2010 N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" реестр жилых помещений Министерства обороны РФ, организацию передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность ведет Департамент имущественных отношений Минобороны РФ, который осуществляет свои обязанности через соответствующие территориальные Управления.
На основании ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (п. 7).
В силу Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Также в силу п. 109 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота (далее - Положение), утвержденного приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 (Приложение N 1 к приказу), выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования).
Согласно п. 30 названного Положения военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения.
Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
В силу п. 99 Положения к жилищному фонду Министерства обороны СССР относятся собственные жилые дома Министерства обороны СССР, в том числе и жилые дома хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
Пунктом 100 Положения определен перечень категорий лиц на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи.
С 1 января 1998 года порядок отнесения военного городка к закрытому устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенного порядка предоставления жилых помещений, установленного Положением и иными указанными выше актами, жилые помещения, которые предоставляются квартирно-эксплуатационными частями, являются жилыми помещениями, расположенными в военных городках, при этом в закрытых военных городках могут быть выделены только служебные квартиры, при этом приведенным выше Положением не предусмотрена возможность предоставления квартир военного городка на праве социального найма.
Данное обстоятельство было в дальнейшем закреплено Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р, включившим военный городок Киржач-412 в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Кроме того, п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" было закреплено обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы только служебными жилыми помещениями или общежитиями.
Суд указанным обстоятельствам оценки не дал.
Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р в указанное выше распоряжение от 01.06.2000 внесены изменения, городок Киржач-412 Владимирской области исключен из перечня закрытых военных городков.
Однако из представленных в материалы дела справок войсковой части 42732-3, г. Киржач от **** усматривается, что жилое помещение, занимаемое Хамитовой И.С., относится к служебному жилищному фонду; военный городок Киржач-412 находится в лесной зоне на значительном удалении от ближайших населенных пунктов (до **** - 19 км), связь военного городка с ближайшими населенными пунктами путем междугороднего, городского и районного транспорта отсутствует; школы, медицинские учреждения и магазины на территории городка отсутствуют.
Решения об исключении данного жилищного фонда из специализированного фонда Минобороны России, о передаче в муниципальную собственность в уполномоченных органах судом не истребовалось; соответствующие уполномоченные органы Министерства обороны РФ не привлекались к участию в деле.
Также в отсутствие Положения о территориальном отделении в г. Владимире ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ судом не проверена компетенция органа, принявшего оспариваемое решение, вопрос о привлечении юридического лица - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ судом не обсуждался.
Соответственно, вопрос о том, имела ли Хамитова И.С. и иные члены семьи С. основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели военнослужащего, судом в качестве обстоятельства, имеющего юридическое значение для дела, надлежащим образом разрешен не был, доказательства наличия либо отсутствия в собственности жилых помещений у членов семьи военнослужащего судом не истребованы, иные члены семьи военнослужащего, зарегистрированные в жилом помещении, к участию в деле не привлекались.
Учитывая, что судом в связи с неправильным применением норм материального права к возникшим правоотношениям не определен круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в связи с чем, последние лишены возможности представить необходимые доказательства, в том числе относительно статуса занимаемого административным истцом жилого помещения, и, тем самым, повлиять на выводы суда о законности оспариваемого решения об отказе в принятии на учет, об отсутствии либо наличии нарушения прав Хамитовой И.С., судебное решение не может быть признано законным.
В связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права решение суда от **** подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и разрешить требования Хамитовой И.С. в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 3 ноября 2015 года отменить, административное дело направить в тот же суд на новое рассмотрение по существу.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
Ю.В. Самылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.