Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Чемякиной И.А.
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Евсеенко А.В.
рассмотрев в судебном заседании 27 января 2016 года гражданское дело по иску Годяева А. Г. к Федеральному государственному казенному учреждения "Восточное региональное управление по обеспечению жильем" Министерства обороны Российской Федерации о признании неправомерным отказа в принятии и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности поставить на учет, по апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление по обеспечению жильем" МО РФ на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя истца - Тихомирова Д.В., представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" - Орловой А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Годяев А.Г. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление по обеспечению жильем" МО РФ (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании неправомерным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы, для получения жилищной субсидии. Избранное место жительства г.Хабаровск. Возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы по избранному месту жительства г.Хабаровск. В обоснование требований указал, что с 1965 по 15.05.1995 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, был уволен по состоянию здоровья и на сегодняшний день является пенсионером МО РФ. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года 03 месяца 01 день, в льготном- 29 лет 09 месяцев 09 дней. В период службы был обеспечен жильем по месту службы в п.Монгохто, являющимся закрытым военным городком, и где проживает до настоящего времени, в установленном порядке жилым помещением после увольнения со службы обеспечен не был. Однако, в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ ему было отказано и рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления. С данным ответом не согласен, поскольку право на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возникшее в связи с прохождением военной службы, им реализовано не было. Просил суд, признать незаконным и необоснованным решение ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 13.07.2015 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина уволенного с военной службы, для получения в дальнейшем жилищной субсидии составом семьи 2 человека, по избранному месту жительства г.Хабаровск. Признать его право на постановку на данный учет с 29.06.2015 г. Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина уволенного с военной службы составом семьи 2 человека, по избранному месту жительства г.Хабаровск.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 15.10.2015 года исковые требования удовлетворены частично. За Годяевым А.Г. признано право быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства - г. Хабаровск, составом семьи два человека.
На ФКГУ "Востокрегионжилье" МО РФ возложена обязанность включить Годяева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на состав семьи 2 человека, в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства - г. Хабаровск, с 29.06.2015 года.
В апелляционной жалобе представитель ФКГУ "Востокрегионжилье" МО РФ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Годяев А.Г. был уволен из рядов вооруженных сил и исключен из списков части до 01.01.2005 года, в установленном порядке не был признан нуждающимся и не поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, на момент подачи иска не являлся военнослужащим, в связи с чем, у ФГКУ "Востокрегионжилье" отсутствуют основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося, подлежащего обеспечению жильем по избранному месту жительства. Истец длительное время с момента увольнения с военной службы не предпринимал никаких мер для постановки его на учет в выбранном им месте жительства.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 15, 22 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 года N 4338-I, ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", пришел к выводу о том, что возникшее в связи с прохождением службы право истца как военнослужащего, имеющего соответствующую выслугу лет, на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, им реализовано не было, он и его семья, продолжают проживать в предоставленном по месту службы жилом помещении в закрытом военном городке, дислоцированном в п.Монгохто, иного жилья в собственности не имеют, а следовательно истец является нуждающимся в жилом помещении и имеет право на предоставление жилья по избранному месту жительства, в связи с чем должен быть и поставлен на соответствующий учет.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается на основании следующего.
В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ жилые помещения предоставляются бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются ФЗ "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
В соответствие с п.13 ст.15 Федерального закона от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы государственной власти обязаны создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция РФ вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Согласно п.3 ст.3 Закона РФ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.
В силу п.1 ст.15 вышеназванного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление им жилых помещений.
Согласно п.6 ст.15 Закона "О статусе военнослужащих", действующего в момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Аналогичные положения содержатся в п.13, п.14 ст.15 ныне действующего Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при наличии выслуги 10 лет, на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище.
Как следует из материалов дела, Годяев А.Г. проходил военную службу до 15.05.1995 года, на день увольнения с военной службы его выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 03 месяца 01 день.
В 1989 году, в период прохождения военной службы, Годяеву А.Г. на состав семьи 4 человека, от КЭЧ 428 ОМИС Министерства обороны СССР было предоставлено служебное жилое помещение - квартира N в доме N по "адрес" общей площадью 50,1 кв.м.
Согласно справке главы сельского поселения "Поселок Монгохто" ФИО1, в связи с аварийным состоянием и проведением капитального ремонта жилого помещения расположенного по "адрес", Годяеву А.Г. на основании договора социального найма N от 03.08.2012 года предоставлено жилое помещение - однокомнатная квартира N, расположенная в доме N по "адрес", площадью 34,6 кв.м.
Поселок Монгохто является закрытым военным городком, в котором согласно ст. 43 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация жилья запрещена.
Согласно справке выданной КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 14.09.2015 года информация о праве собственности за Годяевым А.Г., ФИО2 на территории г.Хабаровска и Хабаровского края не зарегистрированы.
Судом установлено, не оспаривается ответчиком, что жилого помещения в собственности, либо в пользовании по договору социального найма и подлежащего приватизации, Годяев А.Г. после увольнения с военной службы не имел.
На момент увольнения истца Годяева А.Г. с военной службы директивой Министерства обороны РФ N от 1993 г. и решением Главного управления подготовки и распределения кадров Министерства обороны РФ от 17 мая 1994 г. N был разработан механизм постановки органами местного самоуправления бывших военнослужащих на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, в соответствии с пунктом 4 указанной директивы и принятым на ее основании решением Главного управления подготовки и распределения кадров Министерства Обороны Российской Федерации от 17 мая 1994 г. N командиры войсковых частей обязаны выслать в военные комиссариаты пакет необходимых документов: заявление на имя главы администрации о постановке на учет для обеспечения жилой площадью, справку о составе семьи, выписку из домовой книги, о том, где был прописан постоянно и проживал до призыва на военную службу и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку ... , нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Из указанных Правил следует, что обязанность по предоставлению органам местного самоуправления сведений о нуждающихся гражданах из числа уволенных военнослужащих, законодательством возложена на командиров войсковых частей, должностных лиц военного комиссариата. Тогда как органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие с органами военного комиссариата при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему, уволенному в соответствии с законом, жилого помещения.
Между тем, несоблюдение государственными органами и должностными лицами установленного порядка учета нуждающихся в предоставлении жилья граждан, уволенных с военной службы, не может повлечь негативные последствия для указанных граждан и основанием для умаления их прав, гарантированных законом, не является.
В соответствии с ныне действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п.6(а), 7(а, г, и) Правил учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные с военной службы в запас или в отставку по состоянию здоровья.
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе, отсутствие жилой площади, наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Поскольку Годяев А.Г. был уволен с военной службы по состоянию здоровья, в период прохождения службы был обеспечен органами военного управления служебным жилым помещением предоставленном ему по месту службы в закрытом военном городке, иным жильем до настоящего время не обеспечен, жилое помещение по договору социального найма было предоставлено, в связи с аварийным состоянием и проведением капитального ремонта ранее предоставленного служебного жилого помещения, при этом на праве собственности как и его супруга другого жилья не имеет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ ответчика, как уполномоченного органа, в принятии Годяева А.Г. на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства является незаконным, не соответствуют действующему законодательству, нарушает гарантированные законом права истца.
Тот факт, что Годяев А.Г., являясь нуждающимся, не стоял на учете в органах местного самоуправления после увольнения с военной службы, длительное время не обращался с таким заявлением, не лишает его права в настоящее время быть принятым на такой учет уполномоченным органом по его заявлению для реализации своего права на получение жилья.
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" не указано, что такое заявление должно быть подано в период наличия статуса военнослужащего и с соблюдением какого-либо срока подачи заявления.
В соответствии со ст.23 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие граждане, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают права на обеспечение жильем: при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Проанализировав приведенные правовые нормы, установив наличие у истца как уволенного с военной службы права на обеспечение его жильем по избранному месту жительства за счет органов военного управления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Годяевым А.Г. требований как в части признания незаконным отказа в постановке его на учет, так и в части возложения на ответчика обязанности поставить его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства - г.Хабаровск с момента его обращения к ответчику с таким заявлением.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не влияют на правильность принятого судебного постановления и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 15 октября 2015 года по иску Годяева А. Г. к ФГКУ "Восточное региональное управление по обеспечению жильем" Министерства обороны РФ о признании неправомерным отказа в принятии и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, возложении обязанности поставить на учет, оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Волошина Е.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.