Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Лепской К.И. и Кондратьевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Алиеве М.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Лепской К.И. дело по апелляционной жалобе Товарищества Собственников Жилья "Республиканская 34" на решение Ржевского городского суда Тверской области от 28 августа 2015 года, которым постановлено:
"1. Исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов Российской Федерации к Товариществу Собственников Жилья "Республиканская дом 34", Администрации города Ржева Тверской области удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие администрации города Ржева в части отсутствия контроля за введением прибора учета тепловой энергии в "адрес" по улице "адрес" в эксплуатацию.
3. Обязать ТСЖ "Республиканская 34" ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в "адрес".
4. В силу социальной значимости, а также поскольку осуществление расчетов за потребленную тепловую энергию по нормативам потребления влечет в настоящее время и может повлечь в дальнейшем причинение значительного ущерба, в том числе Российской Федерации, обратить решение суда к немедленному исполнению в соответствии со ст. 212 ГПК РФ".
Судебная коллегия,
установила:
Ржевский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО "Ржевская управляющая компания" о введении в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в "адрес". Свои требования мотивировал тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка но обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации З.Г.А. в интересах ТСЖ "8 Марта 28", ТСЖ "8 Марта 31", ТСЖ "8 Марта 32", ТСЖ "Республиканская 34", ТСЖ "Республиканская 32/29".
Проверкой установлено, что "адрес" обслуживает ООО "Ржевская управляющая компания" в соответствии с Уставом.
В соответствии с программой "Энергосбережения и повышение энергетической эффективности "адрес"" на период 2012-2016 г.г., утвержденной Решением Ржевской городской Думы от 27.09.2012г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за счет предоставленной субсидии из областного бюджета софинанснрования расходов в "адрес" установлен прибор учета тепловой энергии, однако при начислении платы за услугу отопление жителям данного дома показания прибора учета не принимаются.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 21.12.2011 N 259-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 27.10.2011 N 151-пп и об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011-2013 годы" одной из задач Программы является обеспечение условий для внедрения ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда и оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов.
Адресной программой Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011-2012 годы предусмотрены виды работ по капитальному ремонту внутренних инженерных систем и установка коллективных (общедомовых) приборов учета и узлов управления.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений б многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений а многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.п. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме сослав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. В соответствии с пунктом 6 Правил в состав общего имущества входит общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном "адрес".
Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО "Ржевская управляющая компания", взявшая на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.
В перечень услуг ООО "Ржевская управляющая компания" по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего и холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения.
ООО "Ржевская управляющая компания", осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а соответствии с п. 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
Таким образом, на ООО "Ржевская управляющая компания" лежит обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в "адрес".
Понятие "ввод в эксплуатацию узла учета", согласно Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 61-65, 67, 68 Правил установлен порядок ввода з эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов потребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
В соответствии с Правилами, на ООО "Ржевская управляющая компания" возложены полномочия по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, представления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации.
В нарушение требований законодательства акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" до настоящего времени не составлен, прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию и не используется.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 261-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 13 вышеназванного Федерального закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
В соответствии частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" установлен 01.11.2013 года, однако до настоящего не введен в эксплуатацию и не используется.
Непринятие мер ООО "Ржевская управляющая компания" к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес", нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению и приводит к нарушению прав потребителей - жителей многоквартирного жилого "адрес".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
Согласно статьей 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствий со статьей 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц. нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц.
Настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, по следующим основаниям: круг лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном доме, постоянно мелется по причине предусмотренного ст. 27 Конституции Российской Федерации права граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, его невозможно, индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца.
В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный ст. 12 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ч 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно - пресечение действий, нарушающих право. Просит обязать ООО "Ржевская управляющая компания" ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в "адрес".
Определением Ржевского городского суда Тверской области от
30 марта 2015 года приняты уточненные Ржевским межрайонным прокурором Тверской области исковые требования в части обращения в суд в защиту интересов Российской Федерации.
Определением Ржевского городского суда Тверской области от
14 мая 2015 года были приняты исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области к Администрации города Ржева Тверской области о признании незаконными бездействия Администрации города Ржева в части отсутствия контроля за введением прибора учета тепловой энергии в "адрес" в эксплуатацию, статус Администрации города Ржева Тверской области в качестве третьего лица прекращен, и она привлечена в качестве ответчика.
Определением Ржевского городского суда Тверской области от
03 июля 2015 года были приняты исковые требования Ржевского межрайонного прокурора Тверской области к ТСЖ "Республиканская "адрес"" об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в "адрес", произведена замена ненадлежащего ответчика ООО "РУК" на надлежащего ТСЖ "Республиканская "адрес"", на основании решения собрания собственников жилья и в соответствии с Уставом ТСЖ.
В судебном заседании прокурор - заместитель Ржевского межрайонного прокурора И.М.Е. - поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, суду пояснила, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации З.Г.А. в интересах ТСЖ "8 Марта 28", ТСЖ "8 Марта 31", ТСЖ "8 Марта 32", ТСЖ "Республиканская 34", ТСЖ "Республиканская 32/29".
Проверкой установлено, что "адрес" обслуживается Товариществом Собственников Жилья "Республиканская 34" на основании решения собрания собственников и в соответствии с Уставом.
В соответствии с программой "Энергосбережения и повышение энергетической эффективности "адрес"" на период 2012-201бг.г., утвержденной Решением Ржевской городской Думы от 27.09.2012г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г.
N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" за счет предоставленной субсидии из областного бюджета софинансирования расходов в "адрес" установлен прибор учета тепловой энергии, однако при начислении платы за услугу отопление жителям данного дома показания прибора учета не принимаются. В соответствий с постановлением Правительства Тверской области от 21.12.2011 N 259-пп "О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 27.10.2011 N 151-пп и об утверждении региональной программы "Адресная программа Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011-2013 годы" одной из задач Программы является обеспечение условий для внедрения ресурсосберегающих технологий на объектах жилищного фонда и оснащение многоквартирных домов приборами учета и регулирования энергоресурсов.
Адресной программой Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011-2012 годы предусмотрены виды работ по капитальному ремонту внутренних инженерных систем и установка коллективных (общедомовых) приборов учета и узлов управления.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.п. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме состав общего имущества многоквартирного дома определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. К" 491. В соответствии с пунктом 6 Правил в состав общего имущества входит общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный з многоквартирном "адрес".
Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет Товарищество Собственников Жилья "Республиканская 34", взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.
В перечень услуг ТСЖ "Республиканская 34" по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего и холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения.
ТСЖ "Республиканская 34", согласно Устава, осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме. а соответствии с п. 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
Таким образом, ТСЖ "Республиканская 34" является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" и обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, в силу закона возложена на ТСЖ "Республиканская 34".
В связи с тем, что прибор учета тепловой энергии на "адрес" был установлен в рамках программы "Энергосбережения и повышение энергетической эффективности "адрес"" на период 2012-2016г.г., утвержденной Решением Ржевской городской Думы от 27.09.2012г. именно администрация города Ржева обязана осуществлять контроль за введением прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Понятие "ввод в эксплуатацию узла учета", согласно Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 61-65, 67, 68 Правил установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках.
Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При отсутствии замечаний к узлу зачета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов потребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
В соответствии с Правилами, на ТСЖ "Республиканская 34" возложены полномочия по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, представления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации.
В нарушение требований законодательства акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" до настоящего времени не составлен, прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию и не используется.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона N 261-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 13 вышеназванного Федерального закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
В соответствии частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" установлен 01.11.2013 года, однако до настоящего не введен в эксплуатацию и не используется.
В результате бездействие ТСЖ "Республиканская 34" общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном "адрес" не введен в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
Согласно статьей 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределённого круга лиц в связи с чем настоящее исковое заявление предъявляется в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ истец вправе заменить ненадлежащего ответчика надлежащим.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Просит признать незаконными бездействия администрации города Ржева в части отсутствия контроля за введением прибора учета тепловой энергии в "адрес" в эксплуатацию. Обязать Товарищество Собственников Жилья "Республиканская 34" ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в "адрес".
Ответчик - представитель ТСЖ "Республиканская "адрес"" И. С.М. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в объяснениях на исковое заявление, из которых следует, в своем исковом заявлении истец просит обязать ТСЖ "Республиканская 34" ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии. Вместе с тем, согласно п. 61 действующих Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства от 18.11.2014 г. N 1034) вводу в эксплуатацию подлежит монтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию. Также в определении о подготовке дела к судебному разбирательству судом указано, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела является, в частности, факт установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем, узел учета тепловой энергии в "адрес" не смонтирован, к сетям не подключен, опытной эксплуатации не проходил.
Согласно Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Ржева Тверской области на период 2012-2016 г. (Приложение 3) "адрес" подлежал оборудованию прибором учета в 2013 г., имеющийся акт допуска в эксплуатацию от 01.11.2013 г. также подтверждает данный факт. Вместе с тем дата внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица при создании ТСЖ "Республиканская 34" - 20.01.2015 г., что исключает возможность участия ответчика в данной программе.
На основании изложенного, ответчик не является контрагентом какого-либо договорного, деликтного обязательства, либо лицом, участвовавшим в какой-либо программе, и обязанным в силу закона ввести данный прибор учета в эксплуатацию. Ответчик не может ввести данный прибор в эксплуатацию хотя бы по причине того, что для этого необходимо осуществить монтаж последнего. При этом статьей 49 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 27.11.2009 г. При этом, указанный Федеральный закон не имеет обратной силы и применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после его введения в действие.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до
вступления в силу таких требований;
2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция,
капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной
документацией, утвержденной пли направленной на государственную
экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Согласно экспликации БТИ (копия приложена) от 22.11.2013 г. исх. N 961 год постройки "адрес" - 1987, реконструкция и капитальный ремонт в здании не проводились.
На основании вышеуказанного, из норм Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ также не вытекает обязанностей для ТСЖ "Республиканская 34" оборудовать прибором учета тепловой энергии находящийся под управлением многоквартирный "адрес".
На основании изложенного, действующими нормативными актами не установлено обязанностей для ТСЖ по введению прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, не вытекает таких обязанностей и из каких-либо договорных, деликтных правоотношений, в программах ТСЖ не участвовало, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат отказу.
Представитель Администрации города Ржева Тверской области Д.Н.Н. исковые требования Ржевского межрайонного прокурора также не признала, пояснив, что на основании постановления Администрации города Ржева Тверской области от 05 апреля 2013 года N436 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на реализацию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по оборудованию многоквартирных домов коллективными приборами учета тепловой энергии в городе Ржеве в 2013 году" ООО "Ржевской управляющей Компании" была выделена субсидия в размере "данные изъяты" рублей на реализацию данной муниципальной программы. На основании выделенных денежных средств были установлены приборы теплового учета в многоквартирных домах "адрес", обслуживаемых ООО "РУК", в том числе и в доме "адрес". Относительно ввода в эксплуатацию данных приборов теплового учета в администрацию жалоб не поступало.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ТСЖ "Республиканская 34", товариществом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование апелляционной жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на иск.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица участвующие в деле не явились, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении слушанием дела не заявляли.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
В соответствии ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заслушав доклад судьи, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, апелляционную жалобу, выслушав прокурора П.Р.С., возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
В силу положений п. 5 и п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, до 01.07.2012 многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии.
С даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ (27.11.2009), работы по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию общего имущества дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Судом установлено, что ТСЖ "Республиканская 34" соответствует статусу исполнителя коммунальных услуг в отношении спорного дома, в связи с чем несет обязанность по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно возложил на ТСЖ "Республиканская 34" обязанность по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в "адрес".
Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела. Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов суда и установленных обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от
28 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества Собственников Жилья "Республиканская 34" - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи К.И. Лепская
А.В. Кондратьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.