Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
16 декабря
2015 года апелляционную жалобу администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области
на решение Люберецкого городского суда Московской области от 12 августа 2015 года по делу по заявлению Немченковой Ольги Васильевны об оспаривании решения органа местного самоуправления, должностного лица об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области принять Немченкову Ольгу Васильевну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области Мялова С.Д., представителя Немченковой О.В. - Бакланова В.Н.,
установила:
Немченкова О.В. обратилась в суд с заявлением, просила признать незаконным постановление от 05.03.2015 г. N 298-ПА, за подписью заместителя Руководителя Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области А.Н. Сырова "Об отказе Немченковой О.В. в принятии ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма"; возложить на администрацию городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области обязанность принять Немченкову Ольгу Васильевну, "данные изъяты" г.р., (состав семьи 2 человека: она и дочь Немченкова Анастасия Викторовна, "данные изъяты" г.р.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента обращения для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением как выехавшей добровольно из зоны с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Немченкова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель Немченковой О.В. - Бакланов В.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области Мялов С.Д. в судебное заседание явился, против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что Немченкова О.В. имеет право на получение жилищного сертификата, так как она является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не обеспеченность ее жильем не оспаривал, вместе с тем Немченковой О.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она не признана малоимущей и проживает в Московской области менее пяти лет, что постановка ее на учет должна производиться на общих основаниях.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 12 августа 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области ставится вопрос об отмене указанного решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, применяемой на момент разрешения спорных правоотношений, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что заявитель Немченкова О.В., "данные изъяты" г.р., является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, что подтверждается справкой N 1342/1 от 27.03.2014 г., выданной Клинцовской городской Администрацией Брянской области и удостоверением серии АЮ "данные изъяты" от 11.12.2014 г.
Усматривается, что Немченкова О.В. находилась в г. Клинцы с 26.04.1986 н. по 04.09.2014 г. (л.д. 76).
Немченкова О.В. не имеет жилья в собственности, не имеет права на жилое помещение на основании договора социального найма, что подтверждается справкой от 14.10.2014 г. ООО "Жилкомсервис" г. Клинцы; справкой N 3762 от 20.08.2014 г. Клинцовского филиала ГУП ТИ Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация",
Государственный жилищный сертификат для приобретения жилья Немченковой О.В. не выдавался, что также подтверждается справкой N 1666 от 25.08.2014 г., выданной Клинцовской городской администрацией Брянской области.
С 04.09.2014 г. заявитель с дочерью Немченковой А.В., "данные изъяты" г.р., на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 02.09.2014 г. зарегистрирована и проживает по адресу: "данные изъяты", принадлежащей на праве собственности Лопатину С.Н., членом семьи которого заявитель Немченкова О.В. не является.
09 февраля 2015 г. Немченкова О.В. обратилась в Администрацию города Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области с заявлением о принятии на учет ее семьи их 2 человек (с н/л дочерью Немченковой А.В.) в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме "Выполнение отдельных государственных обязательств ... " (жилищный сертификат для чернобыльцев) на основании постановления Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г., как добровольно выехавшую из зоны проживания с правом на отселение.
Постановлением от 05.03.2015 г. N 298-ПА подписью заместителя Руководителя Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области А.Н. Сырова Немченковой О.В. отказано в принятии ее семьи из 2-х человек (она, дочь Немченкова А.В.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с представлением неполного пакета документов (отсутствия решения органа местного самоуправления о признании ее семьи малоимущей) и постоянным проживанием в Московской области менее пяти лет.
Положениями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда РФ и жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются, кроме малоимущих, иным определенным Федеральным Законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ, иным Федеральным Законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным Законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Вместе с тем, жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться гражданам, не признанным малоимущими и без учета ценза срока проживания в регионе субъекта РФ, при наличии специального правового регулирования, устанавливающего право гражданина на получение жилья из государственного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 г. N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Как следует из преамбулы Закона, настоящий Закон устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области учета малоимущих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, Закон Московской области от 12.12.2005 г. N 260/2005-ОЗ регулирует порядок учета граждан, которые являются малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.
Из положений ст. 49 ЖК РФ следует, что закон различает граждан, являющихся малоимущими и которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. В последнем случае право гражданина на обеспечение жилым помещением должно быть предусмотрено Федеральным Законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, судом из вышеприведенных положений Закона сделан правильный вывод о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ) вышеуказанной категории граждан, не требуется признание их малоимущими и проживающими определенный срок на территории избранного ими субъекта РФ, поскольку жилое помещение предоставляется им при условии признания нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения и срока проживания на территории выбранного субъекта РФ.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
В силу положений ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - подпрограмма) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставлением им за счет средств Федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 (далее - Правила).
Исходя из положений п.п. "е" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14,15, 16, 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу, что Немченкова О.В. относится к категории граждан, нуждающейся в жилом помещении, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Суд пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации в постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и нарушающим прав заявителя.
Судебная коллегия считает данный вывод верным.
Довод администрации о том, что нуждающейся в жилом помещении заявительница может быть признана лишь при одновременном признании ее малоимущей и при проживании ее не менее пяти лет в Московской области, основан на неверном толковании положений ст. 51 ЖК РФ, которой установлен перечень граждан, отнесенных Законом к категории нуждающихся в жилых помещениях. Требования об отнесении гражданина к категории нуждающегося в жилом помещении лишь при условии признании малоимущим и при условии проживания определенного срока на территории определенного региона, статьей 51 ЖК РФ не установлено.
В связи с чем суд правильно счел отказ администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области в принятии Немченковой О.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, а заявленные требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку право Немченковой О.В. на такое обеспечение предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вывод суда об удовлетворении заявленных Немченковой О.В. требований является правильным, соответствует требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене законного и обоснованного решения суда не содержат, поскольку выводов суда не опровергают.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.