Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Липунова С. В. на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 ноября 2015 года по делу
по иску Липунова С. В. к Государственному учреждению "Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" о признании незаконным бездействия по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Липунов С.В. обратился с иском к Филиалу *** ГУ "Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", ГУ "Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее Фонд), в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГ год, и обязать ответчика предоставить ему путевку за ДД.ММ.ГГ год на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета, мотивируя требования тем, что является инвалидом третьей группы и в соответствии со ст. 6.2. Федеральным законом "О государственной социальной помощи" имеет право при наличии медицинских показаний на получение санаторно-курортного лечения, которое в ДД.ММ.ГГ году ему не предоставлено.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19.11.2015 в удовлетворении иска Липунову С.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Липунов С.В. просил решение суда отменить и удовлетворить его исковые требования.
Приводя правовое обоснование возникновения у него права на получение мер социальной защиты в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, истец указал, что не является субъектом бюджетных правоотношений и реализация его права на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не может быть поставлена в зависимость от достаточности (недостаточности) бюджетных средств на данные цели и бездействие государственных органов.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Судом установлено, что Липунов С.В. является инвалидом 3 группы бессрочно, что подтверждается справкой ***.
ДД.ММ.ГГ Липунов С.В. обратился с заявлением о предоставлении ему путевки в ДД.ММ.ГГ год, представив справку от ДД.ММ.ГГ по профилю - болезни опорно-двигательного аппарата, и был поставлен в очередь на получение путевки, однако до настоящего времени истец указанной путевкой не обеспечен, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком истец поставлен в очередь для получения санаторно-курортного лечения, в связи с чем непредоставление путевки в течение года, в котором состоялось обращение, не свидетельствует об отказе в ее предоставлении, и за истцом сохраняется право на ее получение с учетом последовательности, определяемой датой регистрации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их соответствующими закону.
Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (ст. 6.2).
В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ст. 6.3 названного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (далее Порядок).
Согласно п. 3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.
В соответствии с п. п. 3.6 - 3.9 Порядка граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки формы N070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N256, приложив которую к заявлению о предоставлении санаторно-курортной путевки, обращаются в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 01 декабря текущего года. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Территориальные органы Фонда выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 19 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. К таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо предоставление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В силу п. 4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, территориальные органы Фонда в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг в соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, установили очередность принятых заявлений граждан - получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения с учетом даты их подачи.
Обоснованность данных действий территориальных органов Фонда подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно правовой позиции которого, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены. Истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, но в течение календарного 2014 года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и за ним сохраняется право на ее предоставление.
При этом судебная коллегия отмечает, что предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год во внеочередном порядке не предусмотрено законом и повлечет нарушение прав граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы жалобы истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Липунова С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.