Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Цыганковой В.А.,
судей
Овчинниковой Л.Д., Пошурковой Е.В.
с участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры
Мазиной О.Н.
при секретаре
В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2015 года по гражданскому делу N ... по иску прокурора "адрес" Санкт-Петербурга в защиту интересов Н.К. к Государственному учреждению Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год и 2014 год
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А.., объяснения представителя Государственного учреждения Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, поддержавшего доводы жалобы, прокурора, не усмотревшего оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
"адрес" Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Н.К. об обязании Государственного учреждения Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее Фонд) предоставить последнему путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, 2014 год.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Н.К. является инвалидом " ... " группы и имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов Н.К. нуждается в санаторно-курортном лечении при отсутствии противопоказаний. Н.К. неоднократно обращалась в Фонд с заявлением и необходимыми документами по вопросу обеспечения ее путевкой на санаторно-курортное лечение, однако путевка на санаторно-курортное лечение Н.К. за 2012 и 2014 год не предоставлена с указанием на значительное число граждан, обратившихся за предоставлением подобных путевок и недостаточностью бюджетного финансирования на данную статью расходов.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" Государственное учреждение Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязано предоставить Н.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 и 2014 год. С ответчика в доход государства взыскана государственная пошлина 300 рублей.
В апелляционной жалобе Фонд с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом того, что Н.К. в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, заявлений об отложении разбирательства по делу в связи с наличием уважительной причины для отсутствия не представила,, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Н.К ... является " ... " группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в санаторно-курортном лечении (л.д. 9-14), в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.19997. N 178-ФЗ имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
"дата" Н.К. обратилась с заявлением и документами на предоставление путевки в 2012 году, в связи с чем, ей было выдано уведомление о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2012 год.
"дата" Н.К. обратилась с заявлением и документами на предоставление путевки в 2014 году, в связи с чем, ей было выдано уведомление о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2014 год.
Возражая против заявленных прокурором требований, Фонд указал, что в соответствии с законом, Н.К. была обеспечена путевками с споровожденим в 2008,2009, 2010, 2011, 2013 годах. В пределах выделенных бюджетом средств в 2012 году филиал регионального отделения не имел возможности удовлетворить заявление Н.К. от "дата", так как все путевки были распределены и выданы гражданам по ранее поданным заявкам, необеспеченных в предыдущие годы. Поскольку все обратившиеся граждане за предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение имеют равные права, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке очередности граждан, подавших заявки на предоставление путевок, и средств финансирования по данной статье расходов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление прокурора, действовавшего в интересах Н.К., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от "дата" N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Н.К., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2012 и 2014 году и ей не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ответчика предоставить Н.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 и 2014 год.
Суд также указал, что недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут явиться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от "дата" N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N ... /у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N ... /у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных Приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Н.К. путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 и 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение, обязывающее ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ предоставить Н.К. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 и 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Санкт-Петербургу, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Н.К. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
При этом, как следует из материалов дела, заявления Н.К. от "дата" и "дата" о предоставлении санаторно-курортной путевки были рассмотрены Санкт-Петербургским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна была быть предоставлена Н.К. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления.
При таких обстоятельствах решение районного суда принято с нарушением норм материального права, что является основанием для его отмены.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" Санкт-Петербурга в защиту интересов Н.К. к Государственному учреждению Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 и 2014 год - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.