Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в судебном заседании 18 ноября 2015 года дело N 2-3829/15 по апелляционной жалобе Баева С. В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2015 года по заявлению Баева С. В. об оспаривании приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации "Об аннулировании свидетельств авиационных специалистов" в части аннулирования свидетельства линейного пилота, выданного заявителю, обязании включить свидетельство в государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Баева С.В., представителя Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации - Самсоновой Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Баев С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее Росавиация) "Об аннулировании свидетельств авиационных специалистов" в части аннулирования оформленного на него свидетельства линейного пилота, обязать включить вышеназванное свидетельство в государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемым приказом аннулировано принадлежащее ему свидетельство линейного пилота по основанию указания недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного специалиста. По мнению заявителя, данный вывод незаконен и необоснован, поскольку он в установленном законодательством порядке прошел обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала гражданской авиации в сертифицированном учебном центре, по результатам которого получил свидетельство.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30.07.2015 в удовлетворении заявленных Баевым С.В. требований отказано.
В апелляционной жалобе Баев С.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30.07.2015, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, Баев С.В. "дата" окончил обучение в " ... ", что подтверждается дипломом СБ N ... По окончании обучения заявителю присвоена квалификация " " ... "" по специальности " " ... "".
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки усматривается, что с "дата" Баев С.В. работал в разных авиакомпаниях в должностях " ... " и " ... ".
С "дата" заявитель работал в ФГУАП " " ... "" (после реорганизации ФГУП " " ... "", далее ОАО " " ... "") в должности " ... ".
На основании решения ВВК "дата" заявителю был присвоен третий класс коммерческого пилота и выдано свидетельство пилота коммерческой авиации III П N ...
Из свидетельства N ... от "дата" усматривается, что в период с "дата" по "дата" Баев С.В. проходил обучение на курсах в " ... " по программе переподготовки на воздушное судно " ... " с авиадвигателями " ... " по специальности " ... ". По результатам обучения дано заключение о том, что он может быть допущен к прохождению программы ввода в строй согласно " ... " в качестве " ... " на ВС " ... ".
Решением МКК ФГОУ ВПО " " ... "" от "дата" (протокол N ... ) Баеву С.В. присвоен " ... " класс линейного пилота и выдано свидетельство линейного пилота N ...
Согласно диплому ВСГ N ... Баев С.В. "дата" окончил ФГОУ ВПО " " ... "". По окончании обучения заявителю присвоена квалификация " " ... "" по специальности " " ... "".
Из копии трудовой книжки следует, что с "дата" Баев С.В., работая в ОАО " " ... "", был переведен на должность " ... ", с "дата" по настоящее время работает в должности второго пилота воздушного судна N ... Авиационной эскадрильи ВС N ... Летного отряда N ... Департамента производства полетов.
В соответствии с удостоверением N ... от "дата", Баев С.В. в период с "дата" по "дата" проходил обучение в ФГУП " " ... "" Санкт-Петербурга на курсах повышения квалификации летных экипажей для выполнения международных полетов.
Согласно свидетельству N ... от "дата", выданному Санкт-Петербургским авиационным учебным центром, Баев С.В. в период с "дата" по "дата" прошел курсы повышения квалификации " ... " на самолет однодвигательный " ... ".
Согласно свидетельству N ... от "дата", выданному ФГУП " " ... "" Санкт-Петербурга заявитель в период с "дата" по "дата" прошел обучение с отрывом от производства по программе курса переподготовки пилотов на ВС " ... ".
В период с "дата" по "дата" Баев С.В. проходил обучение в Авиационном учебном центре ФГБУ ВПО " " ... "" по программе поддержания квалификации членов летного экипажа воздушного судна " ... ". Данные обстоятельства подтверждаются удостоверением.
"дата" в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации поступило письмо руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от "дата" N ... , в котором указано, что в ходе расследования уголовного дела N ... об авиакатастрофе "дата" воздушного судна " " ... "" N ... , под управлением экипажа авиакомпании " " ... "" выявлены обстоятельства, создающие реальную угрозу жизни граждан и безопасности полетов, требующих принятия скорейших мер к их устранению. А именно установлено, что печати и подписи в свидетельстве пилота коммерческой авиации командира указанного воздушного судна, на основании которого он впоследствии переучен и допущен до управления воздушным судном типа "Боинг", являются поддельными. Бланк свидетельства, датированный "дата", числился в Росавиации как выданный в "дата" учебному центру, прекратившему свою деятельность за 3 месяца до получения бланков. Аналогичным образом Росавиацией выдано еще " ... " бланков свидетельств пилотов, не менее " ... " из которых в настоящее время используются пилотами, в том числе ведущих авиакомпаний Российской Федерации.
К данному письму руководителя Следственного комитета России приложен список пилотов на 7 листах, имеющих и использующих свидетельства пилотов, изготовленные на вышеуказанных бланках.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от "дата" N ... , с учетом изменений, внесенных приказами Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от "дата" N ... и от "дата" N ... , на основании пункта 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "дата" N ... и письма Следственного комитета Российской Федерации от "дата" N ... , аннулированы свидетельства пилотов, перечисленные в приложении к настоящему приказу за указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного специалиста. Свидетельства пилотов, указанные в приложении к приказу исключены из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В Приложении к оспариваемому приказу Росавиации указано на аннулирование свидетельств, выданных Баеву С.В.: свидетельство пилота коммерческой авиации III П N ... , выданное "дата", свидетельство линейного пилота II П N ... , выданное "дата".
В соответствии с пунктом 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Названные полномочия Федерального агентства воздушного транспорта также предусмотрены абзацем 3 пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N 670.
Федеральное агентство воздушного транспорта возглавляет руководитель, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства
Таким образом, полномочия по аннулированию свидетельств авиационного персонала отнесены Правительством Российской Федерации к ведению Росавиации.
Согласно положениям ст. 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч. 1 ст. 21 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В соответствии с п. 1.2 Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" коммерческий пилот и линейный пилот относятся к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).
В разделах IV и VI данных Федеральных авиационных правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота и линейного пилота.
Так, в соответствии с пп. "а", "б" п. 4.3 Федеральных авиационных правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.
Согласно подпунктов "а", "б" пункта 6.4 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147, обладатель свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет не менее 1500 часов в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 100 часов налета на тренажере. В указанный налет входит: 500 часов в качестве командира воздушного судна под наблюдением; или 250 часов в качестве командира воздушного судна; или не менее 70 часов в качестве командира воздушного судна и не менее 180 часов в качестве командира воздушного судна под наблюдением; 200 часов, выполняя полеты по маршруту, из которых не менее 100 часов в качестве командира воздушного судна или командира воздушного судна под наблюдением; 75 часов, выполняя полеты по приборам, из которых время наземной тренировки по приборам не превышает 30 часов; 100 часов, выполняя полеты ночью в качестве командира воздушного судна или второго пилота. Кроме того, кандидат должен пройти подготовку на самолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота и квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам или для получения свидетельства пилота многочленного экипажа.
Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств коммерческого пилота, а впоследствии линейного пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19.12.1988 N 44/И, введенным в действие с 01.09.1989.
Согласно положениям пункта 5.2, а также в силу пунктов 5.2.1 и 5.2.2 указанного Положения, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот"); пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре; пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.
Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
В соответствии с пунктом 5.3.2., подпунктом 5.3.2.1. свидетельство линейного пилота присваивается лицам закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" ("летная эксплуатация ВС" по ранее действовавшему классификатору)" и "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер-пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации.
До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147, 08.04.1985 Приказом Министерства гражданской авиации СССР N 77 утверждены "Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85)" (документ веден в действие с 01.12.1985, утратил силу 09.11.2009).
Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.
В соответствии с п. 3.3.3 Наставлений по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85), утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации СССР N 77 от 08.04.1985, первоначальная подготовка летного состава проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации.
Переподготовка летного состава на воздушные суда новых типов производится в Центрах гражданской авиации, Академии гражданской авиации и летных училищах, в УТО и на авиационных заводах.
Согласно п. 4.2.2 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 29.01.1987 N 25 (документ введен в действие 01.07.1987, утратил силу 09.11.2009) первоначальная подготовка пилотов осуществляется в высших и средних летных училищах гражданской авиации.
Следовательно, как до вступления в действие Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147, так и после этого свидетельство авиационного специалиста выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.
Согласно ч. 4 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Названные положения Воздушного кодекса Российской Федерации согласуются с п. 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, которым к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".
На момент выдачи заявителю свидетельства линейного пилота у него отсутствовало необходимое образование для получения такого свидетельства, поскольку им не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением квалификации "пилот". В связи с этим Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации обоснованно признана незаконной выдача заявителю свидетельств коммерческого и линейного пилота.
Довод административного истца о том, что действовавшее на момент получения свидетельства законодательство не предусматривало в качестве обязательного условия получение подготовки в высших учебных заведениях гражданской авиации, рекомендованных Росавиацией, не может быть признан состоятельным.
С 01.08.1999 введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23.
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что авиационным учебным центром является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
Таким образом, авиационный учебный центр осуществляет подготовку/переподготовку действующих пилотов, то есть лиц окончивших полный курс обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот").
Федеральные авиационные правила не применимы к лицам не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией и не имеющим свидетельства авиационного специалиста выданного Росавиацией.
На момент прохождения курсов в "дата" в " ... " Баев С.В. к числу действовавших пилотов отнесен быть не мог, так как не имел соответствующего образования.
Довод апелляционной жалобы заявителя о присвоении ему, на основании диплома об окончании Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации и пройденной подготовки, третьего класса коммерческого пилота, прохождение переподготовки в " ... ", а также наличие у Баева С.В. диплома об окончании в "дата" ФГОУ ВПО " " ... "", с присвоением квалификации " " ... "", последующее прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки не может расцениваться в качестве необходимой профессиональной и летной подготовки, прохождение которой обязательно для получения свидетельства коммерческого пилота и свидетельства линейного пилота.
Письма должностных лиц Министерства транспорта Российской Федерации от "дата" N ... и от "дата" N ... , на которые ссылается административный истец, направленные в адрес иных граждан, содержат изложение позиции данных лиц относительно поставленных в обращениях граждан вопросов, и не могут быль отнесены к официальному толкованию и учтены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных Баевым С.В. требований, суд первой инстанции также исходил из того, что заявителем пропущен установленный законом процессуальный срок на подачу заявления об оспаривании приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N ... от "дата", поскольку о вынесении названного приказа заявителю стало с достоверностью известно "дата" от работодателя в связи с отстранением от работы, однако с настоящим заявлением обратился в суд только "дата", что является, в силу положений ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для обращения в суд с настоящим заявлением суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что процессуальный срок пропущен им по уважительным причинам, по мнению судебной коллегии, следует признать несостоятельными, поскольку факт подачи Баевым С.В. настоящего заявления изначально с нарушением правил подсудности, не может служить основанием для восстановления пропущенного процессуального срока, в силу положений ст. 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности выводов суда о пропуске без уважительных причин заявителем срока обращения в суд и не могут являться основанием для отмены постановленного по делу судебного акта.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, решение Московского районного суда Санкт-Петербурга 30.07.2015 об отказе в удовлетворении требований Баева С.В. о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N ... от "дата" в части аннулирования свидетельства линейного пилота, выданного на имя Баева С.В. основано на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Баева С.В., которая не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баева С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.