Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Новосибирскоблгаз" Асеева Александра Леонидовича на решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2015 г., которым постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору СУ Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г., вынесенное в отношении генерального директора ООО "Новосибирскоблгаз" Асеева А.Л. о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Польских А.В.
установила:
постановлением государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору СУ Ростехнадзора от 17 сентября 2015 года Асеев А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Асеев А.Л. обратился с жалобой в Новосибирский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Асеев А.Л. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Асеев А.Л. просит отменить постановленные в отношении него решения и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы Асеев А.Л. указал, что ему неверно вменяется неисполнение обязанности, срок выполнения которой не определен законом.
Заявитель также указал, что опасные производственные объекты, на которых используются оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" не позднее 10 дней со дня начала эксплуатации. Поскольку газонаполнительная станция зарегистрирована 30.10.2007 года в установленном законом порядке, то станция должна быть перерегистрирована в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" до 01.01.2014.
В жалобе заявитель ссылается на то, что правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистами регистрирующего органа. Сведения об оборудовании в составе станции с 2007 года не изменялись, Ростехнадзором были проведены проверки 16.07.2010, 27.07.2012, в результате которых нарушений порядка регистрации объектов не установлено.
Кроме того, заявитель указал, что административное правонарушение не является длящимся. Также указывает, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба подана в установленный ст.30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не установлено.
Проверив в соответствии с требованиями частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена юридическая ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в результате осуществления плановой выездной проверки соответствия ООО "Новосибирскоблгаз" требованиям промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены нарушения Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", допущенные со стороны должностного лица, а именно :
- не в полном объеме представлены сведения об опасном производственном объекте при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов станции газонаполнительной, а именно: не указаны запорная арматура, газопроводы, компрессорные установки как технические устройства, которые входят в состав опасного производственного объекта (ч.5, ст.2 ФЗ N116-ФЗ от 21.07.1997, п.5 Постановления Правительства РФ N1371 от 24.11.1998 "Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов");
- не в полном объеме представлены сведения об опасном производственном объекте при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Сосуды, работающие под давлением - конденсат сборники (2 шт., зав.NN б/н), маслоотделители (2 шт., зав.NN 2, 4) не включены в состав опасного производственного объекта - не внесены в сведения, характеризующие опасные производственные объекты (ч.5, ст.2 ФЗ N116-ФЗ от 21.07.1997, п.5 Постановления Правительства РФ N1371 от 24.11.1998 "Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", п.217 (а) Приказа Ростехнадзора N 116 от 25.03.2014 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением").
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 9 названного Федерального закона устанавливает перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В приложении N2 "Классификация опасных производственных объектов" к Федеральному закону N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения.
Пунктом 4 названного приложения для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Согласно части 5 статьи 2 ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов" за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
Согласно пункту 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N1371 от 24.11.1998 для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений.
Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.
Из материалов дела следует, что в период с 17.08.2015 по 10.09.2015 Межрегиональным отделом по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения СУ Ростехнадзора проведена внеплановая проверка ООО "Новосибирскоблгаз" по адресу: Новосибирская газонаполнительная станция в районе с. Толмачево Новосибирской области, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в связи с чем, Асеев А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия (бездействие) Асеева А.Л. правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт неисполнения требований законодательства при проведении регистрации опасных производственных объектов, факт непредставления сведений установлен и доказан материалами дела.
А именно:
- протоколом об административном правонарушении NА60-24-02/108 ДЛ от 14.09.2015 (л.д. 77-81);
- актом проверки N19/10Г от 10.09.2015 (л.д. 58-76);
- фототаблицами (л.д. 153-165).
Однако признать выводы судьи районного суда законными, обоснованными в части привлечения к ответственности за описанное правонарушение, Асеева А.Л., нельзя, в связи со следующим.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Асееву А.Л. вменяется непредставление установленных законом сведений при проведении перерегистрации опасного объекта.
Как установлено материалами дела он вступил в должность генерального директора 01.07.2015, что подтверждается протоколом заседания Совета директоров ООО "Новосибирскоблгаз", приказом (л.д. 87). Заявление о регистрации подано ООО "Новосибирскоблгаз" 21.11.2013 года ( л.д. 36-41), свидетельство о регистрации выдано 04.03.2015 года ( л.д. 32-35).
Довод жалобы о том, что выявленное правонарушение не является длящимся, заслуживает внимания.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Считаю, что срок исполнения обязанности законом определен - это момент регистрации опасного объекта, поскольку обязанность представить, обусловленные законом сведения подлежала исполнению на момент проведения регистрации, в данном случае - до 04 марта 2015 года. Асеев А.Л. на указанный период времени генеральным директором ООО "Новосибирскоблгаз" не являлся, соответственно его нельзя отнести к субъектам данного правонарушения.
Довод о том, что к моменту вынесения постановления истек срок привлечения лица к административной ответственности за вышеописанное правонарушение подлежит отклонению.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Асеева А.Л. к административной ответственности, имели место 04.03.2015. Таким образом последний день срока приходится на 03.03.2016 года.
Довод жалобы о том, что газонаполнительная станция зарегистрирована 30.10.2007 года в установленном законом порядке, должна быть перерегистрирована в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" до 01.01.2014, а регистрирующий орган при проведении проверок никаких нарушений регистрации опасных производственных объектов не находило, также не может быть принят во внимание.
Из материалов дела следует, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО "Новосибирскоблгаз", расположенные по адресу: Новосибирская газонаполнительная станция в районе с.Толмачево Новосибирской области, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов 04 марта 2015 года (л.д. 32).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Прихожу к выводу, что решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2015 г., постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору СУ Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2015 г., постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору СУ Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Асеева Александра Леонидовича состава правонарушения на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалобу генерального директора ООО "Новосибирскоблгаз" Асеева Александра Леонидовича - удовлетворить.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-57-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.