судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Новикова СБ к Межмуниципальному отделу МВД России "Шарыповский" о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время
по апелляционной жалобе представителя Новикова С.Б. - Новиковой Т.В.
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Новикова СБ к Межмуниципальному отделу МВД России "Шарыповский" о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время и индексацию, отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новиков С.Б. обратился в суд с требованиями к МО МВД России "Шарыповский" о взыскании компенсации неучтенных сверхурочных часов, а также надбавки за ночное время с учетом инфляции за прошедшие три года в сумме 326547,41 рублей.
Требования мотивированы тем, что с 22.03.1994 г. истец проходил службу в органах внутренних дел, занимая должность "данные изъяты", с которой был уволен с 13.05.2015г. в связи с выходом на пенсию.
Истец считает, что во время службы работодателем не в полном объеме учитывалось его рабочее время. Работая сутки, считает, что все 24 часа должны были включаться в рабочее время.
В соответствии с табелем учета использования рабочего времени и подсчета истцом заработка, за июль-декабрь 2012 года не были учтены 214 часов из них 144 ночные часы, за 2013 год - 558 часов, из них 368 ночные часы, за 2014 год неучтены 470 часов, из них 298 ночные часы, за январь-май 2015 года - 108 часов, из них 68 ночные часы. Итого за три года неучтены 1350 часов из них 878 ночные часы, которые просит оплатить.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Новикова С.Б. - Новикова Т.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Новикова С.Б. - Новикову Т.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Межмуниципального отдела МВД России "Шарыповский" - Агееву О.В., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.11. 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 34 ФЗ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени): для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В силу п.1, 5,6, 10 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава.
Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Согласно ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (между сменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
В силу ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Приказом МО МВД России "Шарыповский" от 14.10.2014 года N 300 утверждены Правила внутреннего служебного (трудового) распорядка МО МВД России "Шарыповский".
Согласно п.66 Правил, дежурным ИВС устанавливается суточный режим несения службы, как правило в четырехсменном режиме, а в случае болезни, командировки, отпуска или другим уважительным причинам сотрудникам в трехсменном режиме. Продолжительность дежурства устанавливается в 24 часа с 8.00 часов до 8.00 часов следующих суток. При этом предоставляются перерывы для приема пищи 2 часа 30 минут и отдыха 2 часа или 4 часа (при четырехсменном и трехсменном режиме рабочего времени), которые не включаются в служебное (рабочее время).
В силу п.36 Правил, для работников, работающих в соответствии с графиком сменности, работа в выходные дни оплачивается как работа в рабочие дни, в связи с предоставлением времени отдыха в другие дни недели. Работа в нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учет служебного (рабочего) времени сотрудников органов внутренних дел, работников, проходящих службу (работающих) в сменном режиме рабочего времени производится путем суммирования учета рабочего времени. Учетный период - год (п.37 Правил).
На основании п.39 Правил, учет служебного (рабочего) времени, сверхурочной работы, работы (службы) в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время работников, федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел осуществляется начальником соответствующего структурного подразделения МО МВД России "Шарыповский" в табеле учета служебного (рабочего времени).
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Как следует из материалов дела, с 22.03.1994г. Новиков С.Б. назначен на должность "данные изъяты".
Приказом N 515 л/с от 08.05.2015г. истец с 12.05.215г. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст.82 ФЗ -342 от 30.11.2011г. в связи с выслугой лет, дающей право на получение пенсии.
Полагая, что за период с июля 2012г. по май 2015 г. ему не было учтено и оплачено фактически отработанное время в период его суточного дежурства (не 18, а 24 часа), истец обратился в суд.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика представлено письменное ходатайство о пропуске истцом в период с июля 2012 г. по май 2015 г. трехмесячного срока на защиту нарушенного права и применении последствий пропуска данного срока.
Разрешая исковые требования Новикова С.Б. о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований за период с 01.07.2012г. по 20.04.2015г. в связи с пропуском истцом предусмотренного ч. 1 ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права за разрешением индивидуального трудового спора, а также об отказе в удовлетворении данных требований за период с 21.04.2015г. по 12.05.2015г. в связи с отсутствием нарушения работодателем трудовых прав истца.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Как правильно установлено судом, на основании п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 года N 65, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Из пояснений представителя ответчика следует, что истец работал по трехсменному графику работы, в связи с чем, ему в ежемесячных табелях служебного времени за 24 - часовое дежурство учитывалось 18 часов рабочего времени, а также предоставлялись 6 часов для приема пищи и кратковременного отдыха, которые как рабочее время не учитывались и в табелях не отражались.
Кроме того, истец в ходе рассмотрения дела пояснял, что каждый месяц он своевременно получал расчетные листки с указанием оснований начисления заработной платы и производимых выплатах, из которых можно было сделать вывод, что компенсация за фактически отработанное время начисляется и выплачивается не в полном размере.
Таким образом, судом достоверно установлено, что предусмотренные во время 24 часового дежурства перерывы в количестве 6 часов, работодателем не табелировались и не оплачивались, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что неполученные компенсационные выплаты за фактически отработанное время истец мог оспорить путем обращения в суд не позднее трех месяцев с момента получения последнего расчетного листка 20.04.2015г.
Вместе с тем, как правильно установлено судом, с вышеуказанными исковыми требованиями Новиков С.Б. обратился в суд 20.07.2015 года, то есть с пропуском установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока. Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока истцом не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой нарушенного права истцом не заявлялось.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время и индексацию за период с 01.07.2012г. по 20.04.2015г. в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
В ходе рассмотрения дела истец пояснял, что ему производили все положенные выплаты в связи с его табелированием 18 часов в сутки. Вместе с тем, он считает, что работодатель должен был включить в рабочее время все 24 часа, в связи с чем считает, что ему недоплачена заработная плата.
Разрешая заявленные требования о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время и индексацию за период с 21.04.2015г. по 12.05.2015г. и отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что истцу производились все предусмотренные законом выплаты, включая оплату ночных часов, праздничных дней и компенсацию за сверхурочную работу, неоплаченного отработанного времени истец не имеет.
Так, судом было правильно установлено, что за весь период работы истцу правомерно производились выплаты из расчета 18 часов в сутки, кроме того, с 24.04.2015 года по 28.04.2015 года и с 29.04.2015 года по 01.05.2015 года Новикову С.Б. были предоставлены дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности - служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2013 году, также была предоставлена часть дополнительного отпуска за 2015 год с 02.05.2015 года по 09.05.2015 года (за ненормированный служебный день - 5 календарных дней, за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях - 3 календарных дня) и выплачена денежная компенсация за отработанные 108 часов сверхурочно, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2015 г. в общей сумме 5186,71 рублей. Указанное обстоятельство сторона истца не оспаривает.
Кроме того, как следует из представленных ответчиком документов, оспариваемое истцом время, предусмотреннное в дежурной смене (24 часа) для кратковременного отдыха и приема пищи - 6 часов как рабочее время не учитывалось и не табелировалось, а как пояснил Новиков С.Б. возможность отдыха и приема пищи зависела от оперативной обстановки и истцом использовалась.
При установленных обстоятельствах, подтверждающих, что предоставленные истцу в течение рабочей смены перерывы для кратковременного отдыха и приема пищи (6 часов) использовалась им по назначению, а, кроме того, истцу производились все предусмотренные законом выплаты за отработанное время, а также ночные часы, праздничные дни и сверхурочную работу, судебная коллегия соглашается с правомерным выводом суда об обоснованном невключении работодателем указанного времени в служебное время, а, следовательно, об отсутствии нарушения трудовых прав истца и отказе в удовлетворении требования о взыскании денежных средств за неучтенное фактически отработанное время и индексацию за период с 21.04.2015г. по 12.05.2015г.
Доводы апелляционной жалобы, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия считает безосновательными, так как судом при рассмотрении дела по существу правильно применены нормы материального права и процессуального права, верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы все доказательства и им дана надлежащая правовая оценка, что нашло отражение в решении суда. Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Новикова С.Б. - Новиковой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.