Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Доржиеве Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. в интересах несовершеннолетнего З к МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия по не предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении, обязании предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении
по апелляционной жалобе МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 октября 2015г., которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ предоставить З., ... г.р., место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении, расположенном на территории, закрепленной за местом жительства ребенка, признав бездействие МУ Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ незаконным.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Л., Л 2, представителей Администрации г.Улан-Удэ Донаканян И.Г., Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ Шараеву Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л. обратилась в суд с требованием о признании незаконным бездействия Комитета по образованию города Улан-Удэ по не предоставлению места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении г. Улан-Удэ по месту регистрации ребенка в установленный Федеральным законом N76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" месячный срок и нарушающим права заявителя как приемного ребенка родителя имеющего право на льготу при устройстве в ДОУ и нарушающим абз.8 п.5 ст. 23 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 г., обязании ответчика предоставить ребенку место в одном из указанных в заявлении ДОУ (NN " ... ").
В обоснование требований указала, что 18.06.2015г. законным представителем несовершеннолетнего З. было подано заявление ответчику о предоставлении места в дошкольной образовательной организации г.Улан-Удэ по месту регистрации ребенка. Вместе с заявлением были предоставлены копии документов подтверждающих право на льготу - выписка из приказа командующего войсками " ... " военного округа "О досрочном увольнении из рядов вооруженных сил в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями Л 2", являющегося законным представителем заявителя. Ребенок поставлен в льготную первоочередную очередь. Однако в установленный срок место в детском саду ребенку предоставлено не было.
В ходе судебного разбирательства Л. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить место в детском саду по месту регистрации ребенка.
В судебном заседании Л. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика МУ Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ и привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г.Улан-Удэ Шараева Ю.А. требования не признала, ссылаясь на отсутствие противоправного бездействия со стороны Комитета. Пояснила, что в период планового комплектования с 01 по 31 мая 2015 г. на 2015-2016 г.г. ребенок не попал, поскольку был поставлен в очередь после укомплектования. В указанных истцом детских садах не имеется свободных мест. Кроме того, считала, что З. не имеет право получать льготу Л. так как он не является его отцом. З. стоит в очереди как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Обжалуемым решением требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МУ "Комитет по образованию г. Улан-Удэ" просит отменить решение, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что Комитетом по образованию в полном объеме исполнен весь перечень мероприятий, предусмотренный Порядком укомплектования, направленный на предоставление бесплатного доступного дошкольного образования З. Полагает, что права ребенка не нарушены, поскольку З. поставлен в льготную очередь на получение места в ДОУ как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Предоставление З. места в МДОУ помимо существующей очередности повлечет за собой нарушение конституционных прав всех детей, стоящих в льготной очереди и поставленных в нее своевременно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации г.Улан-Удэ Донаканян И.Г. и Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ Шараева Ю.А. доводы жалобы поддержали, пояснив, что в настоящее время ребенку выделено место в дошкольном учреждении, Л. и Л 2 возражали против удовлетворения жалобы и отмены решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании").
Статьей 5 ФЗ "Об образовании" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
С учетом характера спора и содержания приведенных норм материального права на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других общеобразовательных учреждениях.
Из материалов дела следует, что З., ... года рождения, распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 18.08.2014 г. был передан на воспитание в приемную семью Л.
Согласно свидетельству о заключении брака " ... " Л 2 является супругом Л.
Согласно выписке из приказа командующего войсками " ... " военного округа от 28.12.2006 г. Л 2 был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
18.06.2015г. Л., как законный представитель З.., обратилась в Комитет по образованию г. Улан-Удэ с заявлением о регистрации его в реестре будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ, указав интересующие дошкольные образовательные учреждения: NN " ... ".
Несовершеннолетний З. был поставлен в электронную льготную очередь на получение места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с указанием льготы - выписка из приказа N " ... " от 28.12.2006 г.
Однако в установленный срок несовершеннолетнему З. место в дошкольном образовательном учреждении предоставлено не было.
19.08.2015 г. Л. обратилась в Комитет с требованием о переводе З. в списки внеочередников и предоставлении путевки в детский сад.
В ответе на обращение Л. N " ... " от 16.09.2015г. Комитет по образованию г.Улан-Удэ указал, что З. стоит в льготной очереди с 18.06.2015г., ребенок не рассматривался в период комплектования на 2015-2016 ученый год, так как поставлен в очередь после комплектования, ему будет выделено место в установленном порядке при наличии мест в детских садах.
Согласно абз.8 п. 5 ст. 23 Закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются дополнительные права на социальное обеспечение - предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности.
Согласно Положения "Об Администрации города Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28.08.2008 г. N894-89, Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом городского округа "город Улан-Удэ".
В целях приведения нормативно-правовых актов Администрации г. Улан-Удэ в соответствии с действующим законодательством постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 29.08.2011 г. было утверждено Положение о Комитете по образованию г. Улан-Удэ, согласно которому именно Комитет по образованию г. Улан-Удэ осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами).
23.04.2015 г. Администрацией г. Улан-Удэ было принято Постановление N 98 "Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Согласно п. 2.11 Порядка на первоочередное зачисление в учреждение имеют право, в том числе, дети, родители (законные представители) которых являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, уволенные с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела были исследованы представленные ответчиком в обоснование своих возражений доказательства, оценив которые, суд пришел к обоснованному заключению, что после постановки в очередь З. в дошкольных образовательных учреждениях г.Улан-Удэ имелись вакантные места для детей из первоочередного списка.
Судебная коллегия также полагает, что ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие принятие достаточных мер для решения вопроса об обустройстве З. в другую общеобразовательную организацию, нежели указывались в заявке, при том, что были предоставлены доказательства наличия свободных мест в иных ДОУ г.Улан-Удэ.
Установленные судом обстоятельства обоснованно послужили основанием для удовлетворения иска.
Судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Тубденова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.