Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Игнатьев В.П.,
судей
Кучеровой Р.В.,
Морозова С.Б.,
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Верх-Исетского
района ... к администрации ... о понуждении разработать
проект охраны объекта культурного наследия в отношении объекта культурного
наследия регионального значения
"Место захоронения 814 воинов, умерших
от ран в госпиталях ... На месте сооружен
мемориал" и направить его для утверждения
границ зон охраны
в Министерство
управления государственным имуществом Свердловской
области,
по апелляционному представлению прокурора ... г. Екатеринбурга ( / / ) на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.10.2015
Заслушав доклад судьи Морозова С.Б., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе ... прокуратуры ( / / ) представителя ответчика администрации ... Захарова С.А., представителя муниципального казенного учреждения "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" администрации ... Романова А.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Верх-Исетского
района ...
обратился с иском к администрации ...
о понуждении
ответчика разработать проект охраны объекта культурного наследия
в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Место захоронения 814 воинов,
умерших oт ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал"
и направить
его для
утверждения
границ зон охраны в Министерство управления государственным
имуществом ...
В обоснование
заявленного иска указано, что по итогам проведения проверки было установлено, что
на территории Широкореченского кладбища в ...
расположен объект культурного
наследия регионального значения
"Место захоронения 814 воинов, умерших от ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал". Решением Свердловского облисполкома N от ( / / ) памятник принят под государственную
охрану. Собственником является муниципальное образование " ... ".
Поскольку зоны охраны и зоны
охраняемого природного ландшафта объекта
культурного наследия
не утверждены, прокурор
обратился в суд настоящим иском
Определением суда
от ( / / ) заочное решение по настоящему гражданскому делу от ( / / ) отменено, производство по делу возобновлено.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель
администрации ... и МКУ "Екатеринбургский
Центр по охране и
использованию исторического и культурного
наследия" просили в удовлетворении
иска отказать, поскольку заявленный объект уже взят
под местную государственную
охрану, в связи с чем ссылка прокурора на нормы Федерального закона "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" является необоснованной. Кроме этого,
в силу требований Федерального закона
"Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" разработка проектов зон охраны объектов культурного
наследия регионального
значения является обязанностью
Министерства по
управлению государственным
имуществом ... , в связи с чем администрация ...
является ненадлежащим ответчиком.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц МКУ "Служба
городских кладбищ" и
Министерства по управлению государственным
имуществом ... ,
о слушании дела извещены надлежащим образом. От МКУ "Служба городских кладбищ" поступил отзыв, в котором третье
лицо указало,
что, руководствуясь
ведомственной целевой программой
"Содержание мест захоронений и
организация ритуальных услуг
в муниципальном образовании "город
Екатеринбург", утвержденной Приказом
заместителя главы администрации ... oт
( / / ) N "Об утверждении Ведомственной целевой программы "Содержание мест захоронении и организация ритуальных услуг в муниципальном образовании " ... ", учреждением на конкурсной основе были заключены муниципальные контракты
на выполнение научно-проектной и проектно-сметной документации на ремонт и реставрацию объекта культурного наследия "Место захоронения 814 воинов, умерших от ран в госпиталях
... , с мемориалом" и на выполнение работ по созданию произведений искусства, в том числе ремонт и реставрацию объекта культурного
наследия "Место
захоронения 814 воинов, умерших от ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал". В настоящее время работы по контрактам завершены. В рамках муниципального
контракта N от ( / / ) на оказание услуг по текущему содержанию кладбищ и мемориалов в МО " ... ", заключенного Учреждением с ЕМУП
" ( / / )", перечисленный выше объект входит в перечень мест оказания услуг.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.10.2015 в удовлетворении иска прокурора ... отказано.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, прокурор ... ( / / ) в апелляционном представлении просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе ... прокуратуры ( / / ). поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель ответчика администрации ... Захарова С.А., представитель МКУ "Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия" администрации ... Романова А.Н. возражали относительно доводов представления прокурора, просили оставить решение суда без изменения, что также отражено в отзывах, представленных в суд.
Представители третьих лиц МКУ "Служба
городских кладбищ" и
Министерства по управлению государственным
имуществом ... в суд апелляционной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционного представления прокурора назначено на ( / / ) определением от ( / / ), извещение о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам и третьим лицам простым письмом по почте ( / / ). Вместе с этим, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ( / / ) N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения апелляционного представления была заблаговременно размещена на интернет-сайте Свердловского областного суда. Принимая во внимание, что о дате и времени рассмотрения представления лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из Преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1).
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (абзац 1 части 2).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Как следует из материалов дела, на территории
Широкореченского кладбища в ...
расположен объект культурного
наследия регионального значения "Место захоронения
814 воинов,
умерших от ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал".
Решением Свердловского облисполкома N от ( / / ) памятник принят под государственную охрану.
Собственником объекта культурного
наследия "Место захоронения
814 воинов,
умерших от ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал" является муниципальное
образование " ... ".
В соответствии
со свидетельством о государственной регистрации
права от ( / / ), Мемориал на месте захоронения воинов, умерших
oт ран в госпиталях ... , назначение: объект культурного наследия, по адресу: ... ,
... , на основании Постановления
администрации ... N от ( / / ) является собственностью муниципального образования " ... ".
Согласно письму Министерства по
управлению государственным имуществом ... от ( / / ), зоны
охраны указанного объекта культурного
наследия не
утверждены.
Заданием Министерства по управлению государственным
имуществом ... от ( / / ) на МКУ "Служба городских кладбищ" возложена обязанность по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
В силу ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу о том, что администрация
...
надлежащим ответчиком
по заявленному спору
не является, поскольку действующим законодательством обязанность по разработке проекта зон
охраны объекта
культурного наследия
в отношении объекта культурного
наследия регионального
значения
на орган местного самоуправления
не возложена, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 64 данного Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Исходя из указанных норм действующего законодательства, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории, и относятся к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
Согласно решению Исполнительного
комитета ... Совета народных депутатов от ( / / ) N объект культурного наследия "Место захоронения 814 воинов умерших
от ран в госпиталях ... "
взят под местную государственную
охрану.
При указанных обстоятельствах, выводы суда о том, что данный памятник является памятником регионального значения, в связи с чем на администрацию ... не возложена обязанность по разработке зоны охраны объектов культурного наследия является необоснованным, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что данный памятник является памятником местного значения и его собственником является администрация ... , на которую в силу закона возложена обязанность устанавливать охранные зоны объектов культурного наследия.
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на территории Российской Федерации учет воинских захоронений ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12.08.1949 и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
Решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований прокурора Верх-Исетского
района ... к администрации ... о понуждении разработать
проект охраны объекта культурного наследия в отношении объекта культурного
наследия регионального значения
"Место захоронения 814 воинов, умерших
от ран в госпиталях ... На месте сооружен
мемориал" и направить его для утверждения
границ зон охраны
в Министерство
управления государственным имуществом Свердловской
области.
С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым установить срок для исполнения настоящего определения до ( / / ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.10.2015 отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Верх-Исетского
района ... к администрации ... о понуждении разработать
проект охраны объекта культурного наследия в отношении объекта культурного
наследия регионального значения
"Место захоронения 814 воинов, умерших
от ран в госпиталях ... На месте сооружен
мемориал" и направить его для утверждения
границ зон охраны
в Министерство
управления государственным имуществом Свердловской
области.
Обязать администрацию ... в срок до ( / / ) разработать проект охраны объекта культурного наследия
в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Место захоронения 814 воинов,
умерших oт ран в госпиталях ... На месте сооружен мемориал"
и направить
его для
утверждения
границ зон охраны в Министерство управления государственным
имуществом ...
Председательствующий
Игнатьев В.П.
Судьи
Р.В. Кучерова
Морозова С.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.