Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,
судей коллегии Башковой Ю.А., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития (адрес) - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание "Ветеран труда".
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении (ФИО)2 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить (ФИО)2 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Башковой Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чвфонов А.П. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения ответчика об отказе учесть награждение общесоюзным ведомственным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки", обязании присвоить звание "Ветеран труда". В обоснование заявленного требования указал, что является получателем трудовой пенсии. На основании постановления треста "Запсибнефтестрой" N 129/18 и Тюменского обкома профсоюза рабочих нефтегазпрома от 26.04.1988 года он был награжден знаком "Ударник двенадцатой пятилетки". Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2015 года истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ мотивирован тем, что знак "Ударник двенадцатой пятилетки" не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Данный отказ считает неправомерным и нарушающим ее права и законные интересы. Просит признать отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ему звание "Ветеран труда".
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Фролова А.А. указывает, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Полагает, что правовые основания для признания за Чафоновым А.П. права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре отсутствуют, поскольку знак "Ударник двенадцатой пятилетки" не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
В суд апелляционной инстанции заявитель и представитель заинтересованного лица Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела, что Чафонов А.П. является получателем пенсии по старости с 15.09.2013 года. На основании постановления треста "Запсибнефтестрой" N 129/18 и Тюменского обкома профсоюза рабочих нефтегазпрома от 26.04.1988 года он был награжден знаком "Ударник двенадцатой пятилетки".
Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что знак "Ударник двенадцатой пятилетки" не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", согласно которому ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Пунктом 4 статьи 7, статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (определение от 01.04.2008 г. N 479-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определения от 12 июля 2006 года N 350-О, от 01.04.2008 г. N 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Удовлетворяя заявленные Чафоновым А.П. требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п) определен исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", чем неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения гражданам субъекта звания "Ветеран труда".
Согласно положению о государственных наградах Российской Федерации от 02.03.1994 года N 442 определен перечень орденов, медалей, почетных званий, где наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ подлежит учету как ведомственный знак отличия в труде, в том числе, и единый общесоюзный знак "Ударник двенадцатой пятилетки".
В соответствии с п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки" и единой общесоюзной Почетной грамоте "За успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки", утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1986 года N 412/24-12) награждение единым общесоюзным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" проводится:
по предприятиям и организациям союзного подчинения - совместным решением министерства и ЦК профсоюза или по их поручению-решением главного управления союзного подчинения (территориально расположенного в республиках и областных) соответствующего республиканского, областного (краевого) комитета или совета профсоюзов (при отсутствии комитета);
по предприятиям и организациям союзно-республиканского и республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета или совета профсоюзов (при отсутствии комитета), в РСФСР - министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза;
по предприятиям и организациям, подчиненным областным (краевым) исполкомам Советов народных депутатов и не связанным подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением исполкома областного (краевого) Совета народных депутатов и областного (краевого) совета профсоюзов;
по колхозам и совхозам, предприятиям и организациям системы Госагропрома СССР в союзных республиках без областного деления- совместным решением госагропрома союзной республики и соответствующего республиканского комитета профсоюза, в союзных республиках с областным делением-совместным решением госагропрома автономной республики, агропромышленного комитета области (края) и соответствующего комитета профсоюза.
В соответствии с постановлением Совета министров СССР, Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов от 20 августа 1986 года N 989 "О порядке подведения итогов всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки", знак "Ударник двенадцатой пятилетки" являлся единым общесоюзным знаком, утвержденным Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания для отнесения заявителя к категории ветеранов труда.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда" основаны на ошибочном толковании закона, переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи коллегии: Башкова Ю.А.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.