судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Захаровой С.В.
судей: Винокурова Н.С., Будько Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гульовской О.Р.,
с участием: прокурора Четайкина А.В.,
представителя Министерства социальной политики Нижегородской области - Минеевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокурова Н.С. гражданское дело
по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 июня 2015 года
по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах Потапова В.В. к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении единовременно выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
Арзамасский городской прокурор, действуя в интересах Потапова В.В., обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении единовременно выплаты на приобретение жилья, в обосновании своих требований указал следующее.
Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Потапова В.В. по вопросу обеспечения его жилым помещением как страдающим тяжелой формой хронического заболевания.
Проведенной проверкой установлено, что на основании постановления администрации г.Арзамаса от ДД.ММ.ГГГГ N Потапова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, в соответствии с пп.4 п.1 ст.51 ЖК РФ как больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Согласно справке ГБУЗ НО "Центральная городская больница г.Арзамаса" от ДД.ММ.ГГГГ Потапова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, и нуждается в предоставлении дополнительной жил.площади.
Кроме того, согласно справке ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области N от ДД.ММ.ГГГГ Потапова В.В. бессрочно установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности: инвалидность с детства.
Согласно справке N, выданной МБУ "ЖКК", Потапова В.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
По указанному адресу также имеют регистрацию и проживают дальние родственники Потапова В.В.: Туктагулов Г.Р., Туктагулов Л.И., Туктагулов В.Л., Туктагулов Л.Л., Гариулин А.Н., которые членами семьи Потапова В.В. не являются.
В настоящее время Потапова В.В. временно проживает по адресу: "адрес".
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на территории Нижегородской области за Потапова В.В. прав на какие-либо объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
На момент прокурорской проверки Потапова В.В. не обеспечен мерой социальной поддержки по обеспечению жильем.
Потапова В.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 206 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", истец просит обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Потапова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 июня 2015года постановлено: исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области за счет средств областного бюджета обеспечить Потапова В.В. жильем в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья исходя из размера общей площади жилого помещения 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование апелляционной жалобы заявителем указано, что Потапова В.В. не относится к категории лиц, которые имеют право на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья, так как не доказан факт его отнесения к числу лиц, имеющих право на получение данной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. Кроме того, Министерство социальной политики Нижегородской области считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу и не должно нести обязанности по предоставлению ЕДВ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Арзамасская городская прокуратура Нижегородской области и администрация г. Арзамаса Нижегородской области представили в суд апелляционной инстанции возражения на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда оставить без изменения.
Прокурор, участвующий в судебном разбирательстве суда апелляционной инстанции, доводы возражений поддержал, полагал состоявшееся решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, согласно справкам МСЭ-003 N от ДД.ММ.ГГГГ и ГБУЗ НО "ЦРБ "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ. Потапова В.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания (органическое заболевание головного мозга F06.818, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. N 378.
Постановлением администрации г.Арзамаса Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. N Потапова В.В. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Потапова В.В. - больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Потапова В.В., имеющему тяжелую форму хронического заболевания, жилое помещение не предоставлено до настоящего времени, единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения он также не обеспечен.
В настоящее время Потапова В.В. в собственности жилья не имеет, зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: "адрес", нанимателем которой является Туктагулова Г.Р., не являющаяся членом семьи Потапова В.В. Факт отсутствия у Потапова В.В. в собственности жилого помещения подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался Законом Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" от 07.09.2007г. N123-З, устанавливающим, что органы государственной власти Нижегородской области реализуют жилищную политику Нижегородской области путем законодательного регулирования жилищных отношений, осуществления правоприменительной деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в жилищной сфере, осуществления участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем, а также путем выделения средств областного бюджета для поддержки субъектов жилищной сферы и развития жилищной сферы в соответствии с Законом.
Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 5 февраля 2013г. N6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" подпункт "б" пункта 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 7сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" признан утратившим силу, названный Закон дополнен статьей 11.1, согласно части первой которой гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, однократно предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 11.1 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области").
Установив, что Потапова В.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, страдает заболеванием, упомянутым в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378, что может являться основанием для принятия его в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.51 ЖК Российской Федерации, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, суд пришел к выводу, что Потапова В.В. вправе получить вне очереди единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим мотивам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с указанным, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что с учетом положений ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области" от 07.09.2007 г. N 123-З, Потапова В.В. имеет право на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета Нижегородской области.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение в части возложения на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанности произвести в пользу Потапова В.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета Нижегородской области является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда в данной части.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
По смыслу статьи 49 (часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди).
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Довод жалобы, согласно которому Потапова В.В. не относится к категории граждан, имеющих право на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, не может быть принят во внимание судебной коллегией и опровергается выше изложенными фактическими обстоятельствами дела.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции были исследованы медицинские документы, подтверждающие наличие у Потапова В.В. права на жилое помещение, а также документы, свидетельствующие об отсутствии у него в собственности или по договору найма другого жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Не могут явиться основанием для отмены состоявшегося решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является местная администрация, поскольку в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, Закона Нижегородской области 116-З полномочия по обеспечению граждан ЕДВ в полномочия местных администраций не переданы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене, либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - безудовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.