Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Дубинина А.И. и Меньшова С.В.,
при секретаре Павловой Н.В.,
с участием истца Зайнулина С.Н. и его представителя по доверенности Чупейда Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайнулина С.Н. о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, возложении обязанности принять решение о распределении земельного участка
по апелляционной жалобе истца Зайнулина С.Н. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Зайнулин С.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившегося в непредставлении ему бесплатно в собственность земельного участка как ветерану боевых действий и препятствовании в реализации права на жилище, а также возложении обязанности на заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.
В обосновании поданного заявления истец указал, что он является инвалидом второй группы и участником боевых действий, имеет право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В 2010году включен в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков. В марте 2015 года заявитель обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя с просьбой предоставить ему земельный участок как ветерану боевых действий. Им получен ответ от 6 мая 2015 года, согласно которому земельный участок ему будет предоставлен в порядке очередности при наличии свободных земельных участков, его номер в очереди 906.
Истец полагает, что бездействие администрации города Ставрополя нарушает его законное право на жилище и на получение бесплатно земельного участка, поскольку наличие свободных земельных участков на территории города Ставрополя подтверждается извещениями комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, опубликованными на официальном сайте о проведении торгов по продаже права аренды и собственности на земельные участки, предусматривающие жилищное строительство.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 17 августа 2015года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Зайнулин С.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что ответчиком не представлено обоснованных доказательств отсутствия свободных земельных участков в городе Ставрополе. Иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа заявителю в предоставлении земельного участка не имеется. Полагает, что действующим законодательством не предусмотрен принцип очередности предоставления земель такой категории граждан как ветераны боевых действий.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседании судебной коллегии истец Зайнулин С.Н. и его представитель по доверенности Чупейда Ю.А. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", положений Земельного кодекса РФ, п. 14 ст. 52 Устава г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25 апреля 2008года N 81, предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения органа местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по оформлению земельного участка.
Зайнулин С.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ N 496677 от 5 мая 2010 года.
Судом установлено, что 22 ноября 2010 году на основании решения органа местного самоуправления истец поставлен на учет граждан (номер 906), имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края в соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 17 февраля 2009года N 468.
В силу ст. 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 года N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", действовавшей на период обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Законом Ставропольского края от 12 апреля 2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края" внесены изменения в вышеуказанный закон.
Статьей 12 указанного выше Закона предусмотрено, что земельные участники, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с законом, проживающим в населенных пунктах более 3-х лет, а также при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, статья 18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003года N 28-кз утратила силу, и вступил в действие новый нормативный акт.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу ст. 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в той же редакции предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина.
До вступления в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" предусматривал такую меру социальной защиты ветеранов боевых действий как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Федеральный закон "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 22августа 2004 года N 122-ФЗ не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Земельный кодекс РФ не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, п. 26 ст. 42 Устава города Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории города Ставрополя относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании ст. 71 Устава органы местного самоуправления города Ставрополя самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством.
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Земельные участки, находящиеся в собственности г. Ставрополя являются муниципальным имуществом города.
В соответствии с Положением о комитете градостроительства администрации города Ставрополя (утв. постановлением главы города Ставрополя от 10 марта 2005 года N 787 "О создании комитета градостроительства администрации г. Ставрополя") одной из функций комитета является подготовка проектов постановлений главы города Ставрополя о предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства и иных объектов.
Зайнулин С.Н. на основании решения органа местного самоуправления 22ноября 2010 году поставлен на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, в соответствии с постановлением главы города Ставрополя от 17 февраля 2009года N 468.
Действовавшее на тот период земельное законодательство Российской Федерации и Ставропольского края предусматривало, что учету подлежали все граждане, имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобною хозяйства, садоводства и огородничества и подавшие соответствующее заявление на имя главы города Ставрополя. (п. 2 постановления Администрации города Ставрополя от 17 февраля 2009 года N 468 "О Порядке ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков на соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края").
Предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществлялось в соответствии с генеральным планом города Ставрополя при наличии свободных земельных участков, за исключением тех, по которым ранее принято решение о реализации их с торгов (конкурсов, аукционов), в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.
Заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков подавалось военнослужащими, уволенными с военной службы и принимавшими участие в боевых действиях на имя главы города Ставрополя в уполномоченный орган (организацию), с приложением копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копия военного билета с отметкой об участии в боевых действиях, либо справки, подтверждающей его участие в боевых действиях, из военного комиссариата города Ставрополя.
Из материалов дела установлено, что органом местного самоуправления по заявлению Зайнулина С.Н. предприняты предусмотренные действующим на тот период законом действия по постановке истца на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, о чем истцу сообщено письмом от 6 мая 2015 года комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Данным письмом истцу разъяснен порядок предоставления испрашиваемого земельного участка при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из времени принятия заявления таких граждан.
Действующее земельное законодательство также предусматривает предоставление земельных участков указанной категории граждан только в порядке очередности постановки на учет. В частности, статьей 15 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных правоотношений" установлен порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Внеочередное предоставление гражданам земельных участков законом также не предусмотрено.
Предоставление Зайнулину С.Н. земельного участка во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов иных граждан, которые поставлены на учет ранее истца.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиками не оспаривается и не нарушается предусмотренное законом право истца на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суд на законных основаниях оставил без удовлетворения заявленные требования.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 17 августа 2015года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ЗайнулинаС.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.