Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Сеземова А.А.
судей Маренниковой М.В., Парменычевой М.В.
при секретаре Бушуевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
03 февраля 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бельковой Т.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из страхового стажа Бельковой Т.Н.
период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных
классов в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" города
Хабаровска для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-Ф3 "О страховых пенсиях".
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области обязанность включить в специальный стаж Бельковой Т.Н. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" города Хабаровска и назначить Бельковой Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ".
Заслушав доклад судьи областного суда Маренниковой М.В., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Белькова Т.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение "данные изъяты"
В подсчет специального стажа Бельковой Т.Н. пенсионным органом не включен, в том числе, период работы в должности учителя начальных классов в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" г.Хабаровска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что данный период не подтвержден сведениями об уплате работодателем страховых взносов.
Белькова Т.Н. обратилась суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области о признании данного решения недействительным, включении в специальный стаж указанного периода, назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на необоснованность исключения из специального стажа работы периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" и, как следствие, незаконность отказа пенсионного органа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судом норм материального права.
Бельковой Т.Н. были поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов изложенных в жалобе, заслушав в её поддержание представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области по доверенности "данные изъяты" истицу Белькову Т.Н. и её представителя по ордеру Ступину Т.В., возражавших по доводам жалобы, обсудив их, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее исполнение работодателем возложенных на него обязанностей по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ не может ограничивать права истицы на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, считает его правильным, соответствующим материалам дела и закону.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Материальный закон истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Статья 11 указанного выше Федерального закона предусматривает периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Так, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период работодателем не были начислены и соответственно уплачены страховые взносы, что является основанием для исключения периода работы истицы из страхового стажа, по мнению судебной коллегии являются необоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что неуплата работодателем страховых взносов не может препятствовать реализации пенсионных прав истицей.
Данный вывод суда согласуется и основан на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 9-П от 10.07.2007 г., согласно которой, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации
Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 года N 11-П, от 23 декабря 2004 года N 19-П и др.).
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что спорный период работы истицы подлежит включению в страховой стаж, поскольку неисполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов и предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета работника в пенсионный фонд, не должно препятствовать в реализации права работника своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию.
Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что период работы истицы в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" г.Хабаровска не подлежит включению в специальный страж ввиду того, что школа является организацией коммерческого профиля, на правильность постановленного судом решения не влияет.
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки видно, что истица в спорный период работала в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" г.Хабаровска в должности учителя начальных классов. "данные изъяты"
Как следует из сообщения Управления образования Администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в суд апелляционной инстанции, данное учебное заведение имело свидетельство о государственной аккредитации и лицензию некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства " Негосударственная средняя общеобразовательная школа " Аист". В ДД.ММ.ГГГГ данное свидетельство и лицензия были отозваны на основании решения суда.
Негосударственная средняя общеобразовательная школа " Аист"г.Хабаровска прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (в редакции от 26.05.2009 г.) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила). Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665.
В данном Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж, предусмотрена должность учителя и учреждения - образовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
В соответствии с п. 4 Правил периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, действовавший с 01.11.1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в п. 3 которого предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 и действующим в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года, в пункте 1 раздела "Наименование должностей" предусмотрена должность " учитель", в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрено учреждение "Общеобразовательные учреждения - средняя общеобразовательная школа".
При этом абзац 2 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных названным Постановлением предусматривает, что работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В соответствии с п. 1.1 Устава Некоммерческой организации в форме Некоммерческого партнерства Негосударственной средней общеобразовательной школы "Аист" от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями), представленным в суд апелляционной инстанции, Негосударственная средняя общеобразовательная школа "Аист" г.Хабаровска, является некоммерческой организацией в форме некоммерческого партнерства, реализующей общеобразовательные (основные и дополнительные) образовательные программы и оказывающей дополнительные образовательные услуги.
Пункт 1.3. Устава содержит перечень задач, которые поставлены перед школой "Аист": реализация общеобразовательных и профессиональных программ различного уровня, предполагающих достижение государственного стандарта образования; раскрытие способностей учащихся, обучающихся в школе; обучение знаниям, направленным на самопознание; обучение системной деятельности, способствующей осознанному профессиональному выбору.
Из существа приведенных положений Устава следует, что Негосударственная средняя общеобразовательная школа "Аист", является негосударственной образовательной организацией, основанной как средняя школа, которая не преследует в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и распределение её между участниками.
Статьей 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в спорный период, установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ч.1); образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций (ч.3). Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Статьей 55 названного закона было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В пункте 16 названного Постановления разъясняется, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в законную силу с 01.09.2013 г., образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; согласно ст. 22 образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7).
Статьей 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.10.2012 г. N 273-ФЗ, устанавливающей правовой статус педагогических работников, их права, свободы и гарантии их реализации, предусмотрено, что педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ.
Анализ вышеприведенных нормативных актов с учетом законодательного изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) позволяет прийти к выводу о том, что закон не связывает возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с определенными организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которым они состояли в трудовых отношениях; основанием для применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых осуществлялась педагогическая деятельность.
С учетом изложенного определяющим юридически значимым обстоятельством в данном споре является характер трудовой деятельности истицы в спорный период времени.
По мнению судебной коллегии, по настоящему делу нашло подтверждение то обстоятельство, что характер работы истицы в спорный период был связан именно с педагогической деятельностью. Доказательств обратного суду представлено не было.
С учетом изложенного оснований для исключения периода работы истицы в Негосударственной средней общеобразовательной школе "Аист" г.Хабаровска у ответчика также не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 25 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.