Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2016 года апелляционную жалобу Рудченко Л. В. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 сентября 2015 года по делу по заявлению Рудченко Л. В. о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Управления кадров Западного военного округа об отказе в признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
Рудченко Л.B. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Управления кадров Западного военного округа об отказе в признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Свои требования Рудченко Л.B. мотивировала тем, что она проходила военную службу в должности санитарного инструктора 9 мотострелковой роты 3 мотострелкового батальона войсковой части полевая почта "данные изъяты" в составе коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан и принимала участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в период с 1 августа 1997 года по 20 сентября 1999 года. Обратившись 22 апреля 2015 года в Комиссию Западного военного округа с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", заявитель получила отказ от 25 июня 2015 года, в котором указано, что не представлены документы, подтверждающие непосредственное участие Рудченко Л.В. в боевых действиях.
Заявитель считает, что отсутствие положительного решения после представления исчерпывающих доказательств ее участия в боевых действиях является незаконным, нарушает ее права на получение удостоверения ветерана боевых действий и мер социальной поддержки.
В судебном заседании заявитель Рудченко Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 10 сентября 2015 года в удовлетворении заявления Рудченко Л.B. отказано.
В апелляционной жалобе Рудченко Л.B. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Рудченко Л.В. с 1 августа 1997 года по 20 сентября 1999 года проходила военную службу на территории г. Душанбе Республики Таджикистан в составе войсковой части полевая почта "данные изъяты", принимавшей участие и привлекавшейся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.
Данный период включен Рудченко Л.В. в выслугу лет на льготных условиях.
С 20 сентября 1999 года Рудченко Л.В. уволена с военной службы.
22 апреля 2015 года Рудченко Л.В. обратилась в Комиссию по рассмотрению обращений для выдачи удостоверений участникам боевых действий Управления кадров Западного военного округа с заявлением о выдаче ей удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 12).
Согласно заключению от 29 мая 2015 года, утвержденному заместителем председателя Комиссии (л.д. 13), Рудченко Л.В. отказано в выдаче удостоверение ветерана боевых действий в связи с непредставлением документов, указанных в пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к приказу МО РФ от 11 августа 2012 года N 2288).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") содержит позицию "выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года".
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются:
для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах");
для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня.
К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей:
для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
При этом к реализованному наградному материалу относятся: копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач).
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Рудченко Л.В. требований, поскольку заявителем в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Управления кадров Западного военного округа не были представлены документы, подтверждающие ее непосредственное участие в боевых действиях.
В представленных документах (л.д. 12) не содержится конкретных сведений об участии заявителя в боевых действиях с указанием дат и периодов участия.
Иных документов, как пояснила Рудченко Л.В. в судебном заседании, у нее не имеется.
Отказывая в удовлетворении ходатайства Рудченко Л.В. о допросе свидетеля, суд обоснованно исходил из того, что свидетельские показания в данном случае не являются допустимым доказательством непосредственного участия заявителя в боевых действиях.
Факт выплаты денежного довольствия в двойном размере и наличие права на выслугу лет в льготном исчислении в указанный период также не подтверждает факт непосредственного участия Рудченко Л.В. в боевых действиях на территории Республики Таджикистан.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Рудченко Л.В. аналогичны доводам, приводившимся в заявлении, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рудченко Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.