Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Куловой Г.Р.,
Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
Исковое заявление Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, судебному приставу-исполнителю Нефтекамского МО СП УФССП России по Республике Башкортостан Ш.Д.Р. об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан обратилась в суд с исковым заявлением к УФССП России по Республике Башкортостан, судебному приставу-исполнителю Нефтекамского МО СП УФССП России по Республике Башкортостан Ш.Д.Р. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование указала, что в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении администрации о предоставлении А.Р.В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., за счет и в пределах субвенций специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей. Все необходимые меры для исполнения решения суда, зависящие от администрации, приняты. Между тем исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Просила освободить Администрацию городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере ... рублей в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ... об обязании администрации предоставить А.Р.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя УФССП России по Республике Башкортостан С.А.Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства, Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
На основании пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Как следует из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ... удовлетворены исковые требования прокурора г.Нефтекамск в интересах А.Р.В. к Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан об обязании администрации предоставить А.Р.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м и заключении договора найма специализированного помещения на 5 лет.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ... указанное решение изменено в части обязания предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м.
... на основании исполнительного листа серии N ... , выданного ... Нефтекамским городским судом Республики Башкортостан, судебным приставом-исполнителем Нефтекамского МО СП УФССП России по Республике Башкортостан возбуждено исполнительное производство N ... в отношении администрации, предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
Установлено, что пятидневный срок решение суда исполнено не было.
... судебным приставом-исполнителем Нефтекамского МО СП УФССП Росси по Республике Башкортостан вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере ... рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 105, 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения данной обязанности, истцом не представлено.
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.
Статьёй 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в пункте 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, администрация указала, что предпринимались все зависящие от администрации меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, администрацией направлялись обращения в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, правительство Республики Башкортостан с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", пункта 1.1 соглашения N ... от ... о предоставлении субвенции из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, заключенного между Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и администрацией городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан Государственный комитет предоставляет субвенцию в размере ... рублей.
Платежным поручением N ... от ... подтверждается, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре перечислены на счёт администрации денежные средства из средств Республики Башкортостан в размере ... рублей.
Электронный аукцион на заключение муниципального контракта на приобретение квартир для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведён ... , по итогам которого выявлен победитель - индивидуальный предприниматель Ш.Р.Р. Заключение муниципального контракта сторонами состоялось ... По условиям муниципального контракта продавец обязуется предоставить квартиры в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения контракта покупателю для последующей регистрации права собственности.
Однако, выделенных средств органами исполнительной власти Республики Башкортостан администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, недостаточно для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По выделенным денежным средствам в 3 квартале ... года по договорам найма специализированных жилых помещений обеспечены жилыми помещениями 7 лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Принимая во внимание, что финансирование администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан осуществляется за счёт средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... отменить и вынести по делу новое решение.
Исковые требования Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан от исполнительского сбора в размере ... рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Нефтекамского МО СП УФССП России по Республике Башкортостан в рамках исполнительного производства от ...
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи Г.Р. Кулова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.