Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Л.И. Сибгатуллиной, В.А. Терехина,
при секретаре Е.А. Логуновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой административное дело по апелляционной жалобе Э.Б. Мубаракшиной на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 октября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Н.С. Закирова к судебному приставу - исполнителю Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ю.В. Герасимовой о признании незаконным постановления об индексации размеров алиментов (задолженности) удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ю.В. Герасимовой об индексации размеров алиментов (задолженности) от 8 октября 2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Э.Б. Мубаракшину и ее представителя Е.Г. Вильданову в поддержку апелляционной жалобы, Н.С. Закирова, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.С. Закиров обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее - Ново-Савиновский РОСП) Ю.В. Герасимовой об индексации размеров алиментов (задолженности) от 8 октября 2015 года.
В обоснование требований указал, что является должником по исполнительному производству Ново-Савиновского РОСП ... от 13 февраля 2012 года о взыскании алиментов в пользу Э.Б. Мубаракшиной на содержание несовершеннолетнего ребенка.
8 октября 2015 года судебным приставом - исполнителем Ю.В. Герасимовой по этому исполнительному производству вынесено постановление об индексации размера алиментов и определению задолженности Н.С. Закирова по состоянию на 30 сентября 2015 года.
Полагал произведенный расчет неправильным, поскольку примененный судебным приставом-исполнителем порядок индексации ежемесячного размера алиментов противоречит положениям статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Н.С. Закиров заявленные требования поддержал.
Представитель Ново-Савиновского РОСП административный иск не признала.
Э.Б. Мубаракшина и ее представитель с административным иском не согласились.
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Э.Б. Мубаракшина просит решение суда отменить, полагая вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление об индексации размеров алиментов (задолженности) соответствующим не только требованиям закона, но и обстоятельствам, установленным ранее вступившими в законную силу судебными актами.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, апелляционным решением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 января 2005 года с Н.С. Закирова в пользу Э.Б. Мубаракшиной взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка ежемесячно в твердой денежной сумме - в размере 2000 рублей, соответствующем на тот момент 20 минимальным размерам оплаты труда. Судом указано, что этот размер подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
На основании исполнительного листа, выданного по этому судебному акту, Ново-Савиновским РОСП 13 февраля 2012 года возбуждено исполнительное производство ...
В связи с тем, что названным апелляционным решением был прямо указан порядок индексации - пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, и стороны исполнительного производства до 2014 года не обращались в суд с заявлением об изменении данного порядка индексации в связи с принятием 30 ноября 2011 года изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации, установивших порядок индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума, у судебного пристава-исполнителя возникали затруднения при индексации размера алиментов и расчете суммы задолженности по ним.
По обращению судебного пристава-исполнителя за разъяснением судебного акта о взыскании алиментов определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 23 апреля 2012 года было установлено, что размер алиментов подлежит индексации в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда.
Лишь 29 октября 2014 года определением Ново-Савиновского районного суда города Казани, принятым по заявлению Э.Б. Мубаракшиной, был изменен порядок исполнения апелляционного определения Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 января 2005 года: порядок индексации размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда изменен на порядок, в соответствии с которым индексацию следует производить исходя из роста величины прожиточного минимума для соответствующей социально - демографической группы населения. Данный порядок установлен судом для применения с конкретной даты - с 1 октября 2013 года.
8 октября 2015 года судебным приставом - исполнителем Ю.В. Герасимовой по исполнительному производству ... вынесено постановление об индексации размера алиментов и определению задолженности по состоянию на 30 сентября 2015 года.
В результате индексации определен размер алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 30 сентября 2015 года, рассчитана задолженность Н.С. Закирова за период с 1 октября 2013 года по 30 сентября 2015 года.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенной в решении суда первой инстанции позиции о том, что судебный пристав-исполнитель на 1 апреля 2013 года при определении ежемесячного размера алиментов должен был произвести индексацию исходя из 2 000 рублей, и при этом не может быть учтена ранее произведенная индексация по минимальному размеру оплаты труда.
Такой вывод прямо противоречит смыслу законодательных положений, регулирующих вопросы индексации и предполагающих ее обязательное применение к взысканным в пользу несовершеннолетних детей алиментам, с учетом того или иного механизма, действующего в соответствующий период времени.
Так, изменения в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации, которые установили порядок индексации взысканных в твердой денежной сумме алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума, приняты 30 ноября 2011 года. Ранее эта норма также предусматривала обязательную индексацию взысканных судом алиментов - пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
Поскольку вступившими в законную силу вышеназванными судебными актами было установлено, что порядок индексации алиментов, взысканных с Н.С. Закирова в пользу Э.Б. Мубаракшиной, должен применяться до 1 октября 2013 года исходя из пропорционального увеличения установленного законом минимального размера оплаты труда, и лишь с 1 октября 2013 года индексацию следует производить исходя из роста величины прожиточного минимума для соответствующей социально - демографической группы населения, следовательно, на 1 октября 2013 года размер алиментов не мог составлять сумму в 2 000 рублей, как он был установлен на 25 января 2005 года, и с указанного времени до 1 октября 2013 года подлежал индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 года N 953-О-О по данному вопросу высказана следующая позиция.
Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение алиментов может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме.
В условиях, когда минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", постоянно увеличивается (с 1 июня 2011 года он повышен до 4 611 рублей в месяц), при том что размер базовой суммы для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, по-прежнему равен 100 рублям, определяющая этот размер часть вторая статьи 5 названного Федерального закона - во взаимосвязи со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" - не может истолковываться как допускающая использование оставшейся неизменной с 2001 года базовой суммы (100 рублей) в качестве критерия при индексации размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка, уплачиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, поскольку это фактически означало бы при имеющей место инфляции невозможность увеличения размера данных алиментных платежей, что несовместимо с их предназначением и приводило бы к нарушению прав получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также противоречило бы воле федерального законодателя, прямо предусмотревшего в указанных статьях Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об исполнительном производстве" необходимость периодической индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме.
Верховный Суд Российской Федерации, реализуя свои полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства (статья 126 Конституции Российской Федерации), в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года) указал, что необходимость защиты от инфляции лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, в равной мере с лицами, получающими алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, размер которой увеличивается при повышении минимального размера оплаты труда, предполагает при индексации в таком случае применение минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
С учетом изложенных разъяснений при применении в оспариваемом постановлении механизма индексации до 1 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем был правильно взят за основу минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии с вышеуказанным Обзором законодательства судебным приставом-исполнителем индексация производилась путем соотношения увеличенного минимального размера оплаты труда к текущему; полученный индекс умножался на размер алиментов, установленных апелляционным решением суда в 2 000 рублей. При следующем увеличении минимального размера оплаты труда после определения индекса он умножался на размер алиментов, установленный в предыдущем периоде, и так далее.
Иного порядка расчета индексации алиментов, взысканных в твердой денежной сумме, законодатель по названному механизму не установил.
Таким образом, на 1 октября 2013 года рассчитанный с применением механизма индексации пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда размер алиментов составил 17 348 рублей 26 копеек.
Как пояснил Н.С. Закиров, он оспаривает именно эту часть постановления судебного пристава-исполнителя и не согласен с образованной на 1 октября 2013 года задолженностью, рассчитанной с применением вышеназванного механизма, хотя и погасил ее перед взыскателем.
Однако судебная коллегия не находит оснований для признания в этой части постановления незаконным в силу вышеприведенных доводов.
С 1 октября 2013 года, в соответствии со вступившим в законную силу определением Ново-Савиновского районного суда города Казани от 29 октября 2014 года об изменении порядка индексации, она производилась судебным приставом-исполнителем по другому механизму - исходя из роста величины прожиточного минимума для соответствующей социально - демографической группы населения.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311, пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 октября 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Н.С. Закирова об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Ю.В. Герасимовой об индексации размеров алиментов (задолженности) от 8 октября 2015 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.