Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Леонтьева Г.Ф. к военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение военной пенсии с учётом выслуги лет в льготном исчислении и возложении обязанности произвести в установленном законом порядке расчёт выслуги лет в льготном исчислении и выплачивать пенсию с учётом выслуги лет в льготном исчислении, по апелляционной жалобе военного комиссариата Саратовской области (далее - военкомат) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 21 декабря 2015 года, которым удовлетворены вышеуказанные исковые требования Леонтьева Г.Ф. .
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Леонтьев Г.Ф. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил признать за ним право на получение военной пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении один год за полтора за период военной службы с 1 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР, произвести в установленном порядке в зачет выслуги лет в льготном исчислении один год за полтора за период военной службы с 1 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР и выплачивать ему пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении один год за полтора за период военной службы с 1 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР.
В обоснование требований указывал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на учете в военкомате с 2000 года. В начале 2014 года он обратился в военкомат с просьбой выплачивать ему пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении за период службы с 1 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР, на что получил отказ. Данный отказ считал незаконным, поскольку проходил военную службу в вышеуказанный период времени в войсковых частях, которые располагались в местности с неблагоприятными климатическими условиями.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе военкомат просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности произвести зачет выслуги лет в льготном исчислении один год за полтора года Леонтьеву Г.Ф. за период его службы с 01.01.1985 года по 27.04.1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями и выплачивать пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении, принять по делу новое решение в этой части об отказе в удовлетворении данных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Считает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дал оценку представленным ответчиком доказательствам, неправильно истолковал и применил закон.
На доводы апелляционной жалобы Леонтьевым Г.Ф. принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель военкомата Фунин Н.С. поддержал доводы жалобы, Леонтьев Г.Ф. и его представитель Каймаков А.И. полагали решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является пенсионером Министерства обороны РФ по выслуге лет. В начале 2014 года истец обратился в военкомат с просьбой выплачивать ему пенсию с учетом выслуги лет в льготном исчислении за период службы с 01 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР.
Письмом начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата по Саратовской области от 28 апреля 2014 года Леонтьеву Г.Ф. было отказано в выплате пенсии с учетом выслуги лет (установленным порядком) в льготном исчислении за период службы с 01 января 1985 года по 27 апреля 1988 года в местности с неблагоприятными климатическими условиями в "адрес" Казахской ССР.
Удовлетворяя требования Леонтьева Г.Ф. суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Перечнем отдаленных местностей СССР, в которых служба лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290, определены отдаленные местности СССР, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, в "адрес" - "адрес" - с 01 января 1985 года.
Аналогичные положения содержатся в постановлении Совета Министров СССР от 06.04.1988 г. N 445 "О службе военнослужащих министерства обороны СССР, комитета государственной безопасности СССР и министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в Советских войсках, временно находящихся за границей".
Согласно послужному списку Леонтьев Г.Ф. в период с 14 января 1983 года по 11 августа 1986 года проходил военную службу в "данные изъяты" (войсковая часть N). С 26 июня 1987 года по 27 апреля 1988 года истец проходил военную службу в "данные изъяты" (войсковая часть N)
Аналогичные данные о службе истца в указанных войсковых частях содержит архивная справка N 68п от 16 февраля 2007 года.
Из справки из войсковой части 47030 N 176 от 28 сентября 1998 года следует, что войсковая часть 62383 находилась (дислоцировалась) в местности с тяжелыми климатическими условиями "адрес" Казахской ССР и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР N 482 от 21 мая 1984 года и N 445 от 06 апреля 1988 года служба в ней засчитывается в выслугу лет на пенсию на льготных условиях один месяц службы за полтора.
Согласно справки N 57/10/76 от 3 февраля 2015 года из Министерства обороны Республики Казахстан истец проходил службу в отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения войсковой части 47030, юридический адрес вышеуказанной части аэродром "данные изъяты", расположенный в 14 км северо-восточнее "адрес" и в соответствии с постановлением СМ СССР N 482 от 21 мая 1984 года служба в данной местности засчитывается в выслугу лет на пенсию на льготных условиях один месяц службы за полтора.
Согласно справки N 46/1167 от 5 ноября 2007 года из Центрального архива Министерства обороны "адрес" войсковая часть 47030 в 1977-1988 годах дислоцировалась на аэродроме "данные изъяты", "адрес", а потому подпадает под действие постановления Совета Министров СССР N 482 от 21 мая 1984 года и засчитывается в выслугу лет на пенсию на льготных условиях один месяц службы за полтора.
Место дислокации войсковых частей N и N в 14 км северо- восточнее "адрес" подтвердил сослуживец истца ФИО10
При этом в послужном списке ФИО10, служившего в тех же, что Леонтьев Г.Ф. войсковых частях и в тот же период, имеются отметки о зачете выслуги лет в льготном исчислении в данных частях.
В соответствии с послужным списком ФИО11, служившего в спорный период вместе с истцом в войсковой части N (4000БАТО), период службы также зачислен в льготном исчислении.
В ч. 1 ст. 50 Закона N 4468-1 предусмотрено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу ст. 51 того же Закона лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Данный порядок утвержден Советом Министров - Правительством Российской Федерации Постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Названный Порядок не устанавливает органы, в компетенцию которых входит определение выслуги лет для назначения пенсии.
Вместе с тем, учитывая, что указанным постановлением установлен Порядок для исчисления выслуги лет для целей назначения пенсии, назначение которой, как указывалось выше входит в компетенцию пенсионных органов Министерства обороны, каковыми выступают военные комиссариаты, на военный комиссариат по Саратовской области следует возложить обязанность по определению выслуги лет истца для целей определения размера пенсии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельным является довод жалобы о том, что на военкомат возложены не свойственные ему функции, поскольку в Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. N 1609, предусмотрено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение (п.2). В числе основных задач военных комиссариатов указано осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17).
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.