Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вологина А.Б. к начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске, Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области об оспаривании действий должностного лица, по апелляционной жалобе Вологина А.Б. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 3 декабря 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Вологин А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске, Управлению Федеральной миграционной службы по Саратовской области об оспаривании действий должностного лица.
В обоснование требований административный истец указывал, что для получения премии мира за уникальный вклад в защиту прав человека для представления в Нобелевский комитет ему были необходимы справки с места жительства формы N 7 и N 9 на английском языке, в связи с чем "дата" обратился с заявлениями на имя начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске о выдаче таких документов.
Ответом от "дата" N за подписью начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске в выдаче справок формы N 7 и N 9 было отказано, поскольку административный регламент, применяемый в служебной деятельности, не предусматривает выдачу указанных справок в качестве государственной услуги, осуществляемой ФМС. Ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства осуществляется организациями, в ведении которых находится жилищный фонд. Кроме того, делопроизводство ФМС осуществляется на русском языке и перевод документов на иностранный язык не осуществляется.
Вологин А.Б. полагал такой отказ в предоставлении испрашиваемых документов незаконным, нарушающим его права и противоречащим Конвенции "О защите прав человека и основных свобод".
Рассмотрев спор, суд первой инстанции постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Вологин А.Б. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что "дата" Вологин А.Б. обратился с заявлениями на имя начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске о выдаче документов - справок формы N 7 и N 9 на английском языке, исходя из места его регистрации и жительства ( "адрес").
Ответом от "дата" N за подписью начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области в городе Вольске в выдаче справок формы N 7 и N 9 было отказано, поскольку Административный регламент, применяемый в служебной деятельности, не предусматривает выдачу указанных справок в качестве государственной услуги, осуществляемой ФМС. Ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства осуществляется организациями, в ведении которых находится жилищный фонд. Кроме того, делопроизводство ФМС осуществляется на русском языке и перевод документов на иностранный язык не осуществляется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что у УФМС России по Саратовской области в городе Вольске отсутствует обязанность по выдаче Вологину А.Б. истребуемых им документов, в том числе на английском языке.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ NОб организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в пункте 1 части 1 статьи 6 предусматривает, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов и предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373, установлено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг (пункт 2). Регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти (пункт 4).
Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711, эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (пункт 1), осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (подпункт 2.2).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 713 от 17 июля 1995 года "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Регламент).
Административным регламентом определен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, а также формы документов, содержащих в себе сведения, указанные в документах необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, оформление которых осуществляется органами регистрационного учета и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ необходимых для проведения процедуры регистрации и снятия граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Административный регламент принят в рамках полномочий ФМС России.
Согласно приложению N 4 к Административному регламенту форма N 7 - адресный листок убытия, форма N 9 - карточка регистрации по месту жительства (Приложение N 13 к Административному регламенту).
Статьей 31 Регламента предусмотрено, что граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства по прибытии к новому месту жительства, вправе представлять для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме N 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства. Документ указанной формы выдается только при снятии гражданина с регистрационного учета организацией эксплуатирующей жилищный фонд.
Согласно пункту 84 Регламента карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Согласно Перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, к числу должностных лиц, ответственных за регистрацию, отнесены: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами; уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Вологин А.Б. проживает в многоквартирным доме, находящимся в управлении ООО " " ... "", которое осуществляет ведение и хранение карточек форм N 9 и N 10.
Таким образом, предоставление справок о регистрации по месту жительства по формам N 7 и N 9 органами регистрационного учета (ФМС) не предусмотрено Административным регламентом.
В соответствии со статьей 68 Конституции РФ, статьей 3 Федерального закона от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.
Как правильно указал суд первой инстанции, УФМС России является федеральным органом государственной власти, в соответствии с положениями действующего законодательства, делопроизводство в отделе УФМС осуществляется на русском языке. Перевод документов на иностранные языки Административным регламентом УФМС не предусмотрен.
При таком положении судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе Вологину А.Б. в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения районного суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 3 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вологина А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.