Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дияновой Е.В. на постановление начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 25 июня 2015 года N и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 14 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Дияновой Е.В.,
установил:
постановлением начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 25 июня 2015 года N индивидуальный предприниматель Диянова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 14 декабря 2015 года постановление начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 25 июня 2015 года N оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Диянова Е.В. просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), которые устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).
Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (далее - Правила), которые устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.
Из материалов дела усматривается и установлено должностным лицом и судьей районного суда, что 22 мая 2015 года по заданию прокуратуры Оренбургской области должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области совместно с заместителем прокурора Сорочинской межрайонной прокуратуры проведена проверка по выявлению и пресечению нарушений законодательства в деятельности нефтебаз, автозаправочных станций, связанных с производством, хранением и реализацией автомобильного топлива.
В ходе обследования автозаправочной станции " ***", расположенной по адресу: (адрес) установлено, что на указанной автозаправочной станции свою деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Диянова Е.В. В ходе проверки были выявлены нарушения ст. 11 Закона N 89-ФЗ, ст. 51 Закона N 7-ФЗ, ст. 22 Закона N 52-ФЗ, п.п. 3.5, 3.6, 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03, п.п. 5, 6, 7, 9, 13 Правил, а именно:
- на территории АЗС не установлены емкости с крышкой для сбора твердых бытовых отходов;
- не заключены договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов со специализированной организацией;
- не имеется герметичной емкости для сбора и временного хранения опасных отходов (замазученной почвы, песка, ветоши и др.);
- опасные отходы, образуемые в результате деятельности централизованно не вывозятся и не утилизируются, нет документа, подтверждающего утилизацию опасных отходов (договоров со специализированной организацией или лицензии);
- отсутствует герметично закрывающаяся емкость для временного хранения использованных люминисцентных (ртутных) ламп;
- не организован централизованный вывоз и утилизация использованных люминисцентных ламп;
- не имеется лицензии или договора со специализированной организацией на вывоз и утилизацию люминисцентных ламп.
По результатам проверки 26 мая 2015 года составлен акт проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Дияновой Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения Дияновой Е.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ее вина объективно подтверждается достаточной совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой не имеется.
При рассмотрении жалобы Дияновой Е.В. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 25 июня 2015 года N, судьей все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Дияновой Е.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Доводам Дияновой Е.В. дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, обоснованность привлечения Дияновой Е.В. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Довод жалобы Дияновой Е.В. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а также о том, что она не является субъектом вмененного ей правонарушения, поскольку АЗС находится у нее во временном пользовании на основании договора аренды зданий и имущества комплекса АЗС от 01 января 2015 года, собственником которого является ФИО1., не может повлечь удовлетворение жалобы.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как указано в пункте 1 Правил они обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, а также для физических лиц.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению, в том числе сбор и временное хранение, с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Субъектный состав правонарушения, связанный с обращением отходов, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Тот факт, что АЗС находится у Дияновой Е.В. во временном пользовании на основании договора аренды, не освобождает ее от обязанности соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования обращения с отходами производства и потребления.
При таких обстоятельствах, утверждение заявителя о том, что его деятельность не связана с обращением с отходами, в связи с чем она не может являться субъектом вменяемого административного правонарушения основано на ошибочном применении и толковании положений экологического законодательства.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Дияновой Е.В. составлен должностным лицом, которое не наделено полномочиями на его составление, является несостоятельным по следующим основаниям.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.13 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области осуществляет функции, в том числе по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Именно в полномочия указанного органа входит осуществление федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
От имени органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рассматривать дела об административных правонарушениях имеют право их руководители и заместители руководителей - главные государственные санитарные врачи и их заместители, обладающие полномочиями, установленными ст. 51 Закона N 52-ФЗ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Дияновой Е.В. составлен уполномоченным должностным лицом, дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ лицом, наделенным соответствующими полномочиями.
Устранение нарушений и заключение договора на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов со специализированной организацией не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, они не опровергают наличие в действиях Дияновой Е.В. объективной стороны состава вменяемого ей административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Постановление о привлечении Дияновой Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 25 июня 2015 года N и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 14 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Дияновой Е.В. оставить без изменения, а жалобу Дияновой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.