судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Филатовой Г.В.
судей: Мартемьяновой С.В. Толмосовой А.А.
при секретаре: Чуркиной С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Пестравский на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Пестравского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий по обеспечению ГБОУ Самарской области ООШ с.Михеевка муниципального района Пестравский Самарской области камерами видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Пестравский провести организационно-хозяйственные мероприятия по обеспечению ГБОУ Самарской области ООШ с.Михеевка муниципального района Пестравский Самарской области, расположенное по адресу: "адрес", камерами видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Обязать ГБОУ Самарской области ООШ с.Михеевка муниципального района Пестравский Самарской области провести организационно-хозяйственные мероприятия по установке камер видеонаблюдения и оборудования системы (канала) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112", после выполнения администрацией муниципального района Пестравский Самарской области вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пестравского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБОУ ООШ с.Михеевка, администрации м.р. Пестравский Самарской области, третьему лицу Министерству образования и науки Самарской области в лице Юго-западного управления об обязании проведения организационно-хозяйственных мероприятий по обеспечению ГБОУ ООШ с.Михеевка камерами видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или в ситуационные центры "Службы 112".
В обоснование требований истец указал, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБОУ ООШ с.Михеевка, а именно отсутствие видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений, что отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Пестравского района просил суд обязать администрацию муниципального района Пестравский провести организационно-хозяйственные мероприятия по обеспечению ГБОУ ООШ с.Михеевка, расположенное по адресу: "адрес" камерами видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Обязать ГБОУ ООШ с.Михеевка установить камеры видеонаблюдения и оборудовать систему (канал) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Пестравский просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения.
Актуализированная редакция СНиПа 31-06-2009 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В силу ст. 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в ГБОУ ООШ с.Михеевка отсутствует система видеонаблюдения и каналы передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Отсутствие системы видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в ГБОУ ООШ с.Михеевка.
Техническая возможность для их установления имеется, что подтверждается справкой начальника ОВО по г.Чапаевску о том, что с.Михеевка находится в зоне действия пульта централизованной охраны ОВО по г.Чапаевску и данные объекты могут быть подключены к данному ОВО.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и администрации муниципального района Пестравский, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что свод правил СНиП31-062009 "Общественные здания и сооружения" распространяются на вновь создаваемые здания и сооружения, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанные выше положения федерального законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Кроме того, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Соблюдение минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, перечень которых утвержден антитеррористической комиссией Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, не освобождает администрацию и школу от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно, обоснованно и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального района Пестравский - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.