Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Бредихиной С.Г., Чубукова С.К.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года по делу
по иску Антоновой Е. В. к Краевому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
установила:
Антонова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику с требованием о возложении на КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" обязанности установить с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнение норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; установлении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента в размере 1,25 процентов, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25%.
В обоснование заявленных требований Антонова Е.В. указала, что работает в КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" с ДД.ММ.ГГ по настоящее время. Ответчиком заработная плата начисляется истцу в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства, а именно, работнику заработная плата начисляется с учетом включения в минимальный размер оплаты труда районного коэффициента - 1,20 (вместо 25%). Вместе с тем, согласно действующему законодательству, а также состоявшейся судебной практики, начисление районного коэффициента - 1,25 должно производиться сверх размера МРОТ.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Краевое государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" начислять заработную плату Антоновой Е. В. с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений, и произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ с учетом не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с последующим начислением районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в доход муниципального бюджета Егорьевского района государственную пошлину в сумме *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд обосновывая принятое решение о начислении истцу к заработной плате, размер которой не ниже установленного минимального размера оплаты труда, районного коэффициента, необоснованно применил нормы статей 146,148 ТК РФ в совокупности со статьями 315-317 ТК РФ, что указывает на неверное толкование судом норм трудового права.
Согласно Положению об оплате труда КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени и выполнения норм Антоновой Е.В. установлена заработная плата исходя из оклада, выплаты за специфику учреждения, доплаты за качество работы, премии и районного коэффициента, что составляет не менее минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В соответствии с требованием трудового законодательства районный коэффициент начисляется к заработной плате, размер которой не может быть ниже минимального размера оплаты труда, лишь работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (ст. 315-137 ТК РФ). Алтайский край в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 не входит. Следовательно, правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на правоотношения между истцом и ответчиком не распространяются.
В апелляционной жалобе Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите содержится просьба об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите на доводах жалобы настаивал. Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, Антонова Е.В. состоит в трудовых отношениях с КГБСУСО "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", с ДД.ММ.ГГ в должности уборщика производственных и служебных помещения, с ДД.ММ.ГГ в должности санитарки отделения "Милосердия" для молодых инвалидов. Размер должностного оклада работника, ставка заработной платы составляет 1 982 руб. 00 коп. в месяц, с выплатой компенсационного характера доплаты за специфику учреждения 30% и районного коэффициента 25 %, что следует из трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующим нормам трудового законодательства. Как следует из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции, совокупный размер месячной заработной платы работников составлял не менее минимального размера оплаты труда, включая должностной оклад, районный коэффициент, надбавку за стаж и иные выплаты, то есть при доведении заработной платы до минимального размера оплаты труда исчисленный на начисленную заработную плату размер коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда, с ДД.ММ.ГГ оплата труда производится с применением районного коэффициента в размере 1,25%.
Удовлетворяя заявленные требования, суд проанализировал нормы трудового законодательства, пришел к выводу, что районный коэффициент должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда, который на территории Егорьевского района составляет 25%.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.135 ТК РФ).
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал требования истца о необходимости производить начисление районного коэффициента на установленный минимальный размер оплаты труда законным, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Егорьевского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Егорьевского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 19.06.2000г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5 965 рублей месяц.
Соответственно, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже 7 456 рублей 25 копеек.
Доводы жалоб о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанными на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановление Правительства N 1631 от 27 декабря 1997 года в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению, как не противоречащие нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в Егорьевском районе Алтайского края. Направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статью 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляться сверх указанного размера заработной платы.
В связи с изложенным, доводы жалоб о том, что Алтайский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с чем, права об оплате труда в повышенном размере в данном случае не применимы, судебная коллегия отклоняет.
Довод о том, что при принятии решения судом не определено до каких изменений в трудовое законодательство применяется порядок начисления заработной платы, указанный в резолютивной части решения основанием для отмены решения быть не может.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционные жалобы не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика - Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания "Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.