Московский гарнизонный военный суд в составе судьи Селезнева К.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N майору ФИО1 об оспаривании действий начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России (далее - Управление), связанных с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
12 ноября 2015 года ФИО1 посредством почтового отправления обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия начальника Управления, связанные с отказом в исключении его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
- обязать начальника Управления исключить его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В своем административном исковом заявлении ФИО1 указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части N. В декабре 2014 года обратился в Солнечногорский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий командира части, связанных с отказов во внесении его в список для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Решением указанного суда от 02 февраля 2015 года его заявление было удовлетворено, на командира части возложена обязанность по внесению в список военнослужащих части для исключения из реестра участников и направлению этого списка в Центральное региональное командование внутренних войск МВД России для реализации. Решение суда вступило в законную силу 24 апреля 2015 года. Исполняя данное решение, командир войсковой части N включил его в список и 13 июня 2015 года направил его по команде. 14 октября 2015 года в войсковую часть N поступило сообщение заместителя командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России по тылу, в котором сообщалось, что Управлением отказано во внесении изменений в реестр участников записи о его исключении. В обоснование принятого решения было указано, что пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" содержит исчерпывающий перечень для исключения участников из реестра. Данные действия регистрирующего органа - Управления он полагает незаконными.
В своих возражениях от 03 декабря 2015 года N 4/25-С-3171 (л.д. 70, 71) начальник Управления указал, что частью 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" установлен перечень оснований для исключения военнослужащих федеральным органом исполнительной власти из реестра участников. Ни одного из указанных оснований у ФИО1 не имеется. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 28 июня 2011 года N 168-ФЗ и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили денежных средств, или не воспользовались правом стать участниками, основанием для включения в реестр является заключение нового контракта о прохождении военной службы, а волеизъявления таких военнослужащих не требуется. ФИО1 включен в реестр участников как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, ранее исключенный из реестра участников и не получивший выплату денежных средств.
В своих возражениях заместитель командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России по тылу и врио командира войсковой части N (л.д. 37-39, 44-46), возражая против административного искового заявления, указали, что первый контракт заключен ФИО1 01 августа 2001 года в период обучения в высшем военном учебном заведении, первое офицерское звание присвоено в 2005 году. На основании рапорта от 16 марта 2006 года ФИО1 был включен в реестр участников по "05" категории. В 2010 году административный истец был уволен с военной службы по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава, а также исключен из реестра участников. Согласно приказа командира войсковой части N от 23 декабря 2011 года N 34 л/с ФИО1 заключил новый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 28 июня 2011 года N 168-ФЗ и Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили денежных средств, или не воспользовались правом статью участниками, основанием для включения в реестр является заключение нового контракта о прохождении военной службы, а волеизъявления таких военнослужащих не требуется. ФИО1 был включен в реестр на указанном основании. Кроме того, в настоящее время предусмотренных законом оснований для его исключения из реестра участников, не имеется.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как установлено вступившим в законную силу решением Солнечногорского гарнизонного военного суда от 02 февраля 2015 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1, первый контракт о прохождении военной службы заключен им в 2001 году на срок обучения в Ярославском военном финансово-экономическом университете и пять лет после его окончания, приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года ему в связи с окончанием обучения присвоено первое офицерское звание "лейтенант", он направлен для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России. 23 августа 2005 года ФИО1 с МВД России заключен контракт сроком на 5 лет, а также на основании заявления он был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 16 марта 2006 года. Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 05 августа 2010 года N 45 л/с ФИО1 уволен с военной службы по истечении срока контракта, приказом командира войсковой части N исключен из списков личного состав части 03 ноября 2010 года, а также исключен из реестра участников. Приказом командира войсковой части N от 23 декабря 2011 года N 34 л/с объявлено о поступлении ФИО1 на военную службу из запаса и о заключении с ним нового контракта сроком на 5 лет. В связи с добровольным поступлением на военную службу по контракту ФИО1 включен в реестр участников, после чего обратился к командиру войсковой части N с рапортом о внесении в список на исключение из реестра, но ему было отказано. Кроме того, данным решением суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом во внесении ФИО1 в список военнослужащих части для исключения из реестра, а также обязал указанное должностное лицо внести его в такой список и направить его в Центральное региональное командование внутренних войск МВД России.
Согласно копии сопроводительного письма заместителя командира войсковой части N по тылу от 23 июня 2015 года N 25/1209, в адрес заместителя командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России по тылу направлены документы для исключения ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Как усматривается из копии сообщения начальника Управления от 25 сентября 2015 года N 4/25-8320, изменения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в отношении исключения из него ФИО1 не внесены, поскольку оснований для исключения военнослужащего, предусмотренных части 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 статьи 15 Федерального закона определено, что военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", к участникам накопительно-ипотечной системы относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Пунктом 14 части 2 статьи 9 указанного Федерального закона определено, что основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы, - заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Согласно части 3 указанной статьи, основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является: увольнение его с военной службы; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Из вышеизложенного следует, что включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы, который относится к категории участников, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона, возможно только на основании его заявления, а положения пункта 14 части 2 статьи 9 Федерального закона, на такого военнослужащего на распространяются, поскольку не устанавливают новой категории участников, а только определяют основания для включения военнослужащих в реестр.
Пунктом 4 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года N 655, предусмотрено, что именной накопительный счет ведется уполномоченным федеральным органом и является формой аналитического учета, включающей в себя совокупность сведений о накоплениях, формируемых за счет средств федерального бюджета, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об этом участнике накопительно-ипотечной системы.
Согласно пунктам 6, 7 указанных Правил, основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган исполнительной власти).
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом исполнительной власти сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
В случае ошибочного открытия именного накопительного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника накопительно-ипотечной системы. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2005 года N 1059 утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, а регистрирующим органом определено Управление расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России.
Согласно пункту 1 указанной Инструкции, она разработана в целях организации работы по формированию и ведению во внутренних войсках МВД России реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России.
Согласно пункту 5 Инструкции, реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях.
Пунктами 14, 24 и 30 Инструкции определена обязанность соответствующих органов военного управления по проверке сведений для включения военнослужащих в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, внесения изменений в реестр, а также исключения из реестра.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части N, первый контракт о прохождении военной службы заключен им в 2001 году на срок обучения и пять лет после его окончания, в 2005 году ему присвоено первое офицерское звание "лейтенант", 23 августа 2005 года ФИО1 с МВД России заключен контракт сроком на 5 лет, а также административный истец на основании своего заявления был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 16 марта 2006 года. В 2010 году ФИО1 уволен с военной службы по истечении срока контракта, исключен из списков личного состава, а также исключен из реестра. В декабре 2011 года административный истец вновь поступил на военную службу и заключил соответствующий контракт сроком на 5 лет, в связи с чем был включен в реестр участников. Будучи несогласным с включением в реестр обратился к командиру войсковой части 3641 с рапортом о внесении в список на исключение из реестра, ему было отказано. Решением суда на командира войсковой части N возложена обязанность по включению ФИО1 в указанный реестр и направления соответствующих документов в вышестоящий орган. Исполняя решение суда, командир войсковой части N направил документы на исключение ФИО1 из реестра участников в Центрально региональное командование внутренних войск МВД России, которые в последующем были направлены в Управление. Вместе с тем, должностными лицами Управления в сентябре 2015 года принято решение об отказе в исключении административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Поскольку при увольнении с военной службы в 2010 году по истечении срока контракта ФИО1 был исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а при поступлении на военную службу в 2011 году не выразил желания вновь стать участником накопительно-ипотечной системы, то оснований для включения его в реестр у соответствующих должностных лиц внутренних войск МВД России не имелось.
С учетом вышеизложенного, действия Управления, связанные с отказом в исключении ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, суд признает незаконными.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать начальника Управления повторно рассмотреть вопрос об исключении ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что часть 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения из реестра, только военнослужащих включенных в такой реестр в установленном законом порядке и на законных основаниях.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению административное исковое заявление ФИО1 в части требований о возложении на начальника Управления обязанности по исключению его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права регистрирующего органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03 марта 1999 года N 281, предусмотрено, что главное командование является юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения, имеет лицевые счета в органах федерального казначейства и иные счета, открываемые в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки.
С учетом того обстоятельства, что при обращении в суд с административным исковым заявлением ФИО1 понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, то данные расходы суд полагает возможным взыскать с Главного командования внутренних войск МВД России в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России, связанные с отказом ФИО1 в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России повторно рассмотреть вопрос об исключении ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Взыскать с Главного командования внутренних войск МВД России в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать начальнику Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о возложении на начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России обязанности по исключению его из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.