Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.,
судей Алексеевой Е.Д., Насиковской А.А.,
при секретаре Федорович Ю.А.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Новожилова Е.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области, в котором просила суд признать незаконным решение от 11 сентября 2015 года об отказе в назначении социальной пенсии и обязать назначить социальную пенсию с даты наступления права на ее назначение.
В обоснование требований Новожилова Е.С. указала, что по национальности она вепс, достигла пенсионного возраста - 50 лет, постоянно проживает на территории Винницкого сельского поселения, права на назначение трудовой пенсии в настоящее время не имеет. Она обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии. Решением от 11 сентября 2015 года ей было отказано в назначении социальной пенсии.
Истец считает отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, поскольку истец имеет право на назначение социальной пенсии, как лицо из числа малочисленных народов Севера, которым в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гарантируется социальная пенсия.
Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области возражало против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним областях и ведут традиционный образ жизни.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года исковое заявление Новожиловой Е.С. удовлетворено.
Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе, не согласившись решением суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в возражениях на иск. Ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для назначения истцу социальной пенсии, поскольку не соблюдены два необходимых для назначения пенсии условия: принадлежность к малочисленным народам Севера и район проживания малочисленных народов Севера. Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ N 1049 от 1 октября 2015 года "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости", в котором вепсы, как малочисленные народы Севера, не поименованы, а Винницкое сельское поселение Подпорожского района Ленинградской области не отнесено к районам проживания малочисленных народов Севера.
Стороны извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определиларассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть, нетрудоспособным гражданам, условия назначения социальной пенсии которым регулируются нормами ст. 11 указанного Федерального закона.
Так, согласно под. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Указанным гражданам, как следует из п. 4 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается социальная пенсия по старости.
В силу п. 6 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" установлены соответствующие перечни, в которых национальность вепс не отнесена к категории малочисленных народов Севера, а Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области - к районам проживания малочисленных народов Севера.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление социальной пенсии по старости вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а потому истец Новожилова Е.С., являющаяся по национальности вепсом и проживающая на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, не имеет права на назначение ей социальной пенсии по старости.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255, в который включены вепсы, проживающие на территории Ленинградской области, не может быть применен при разрешении спорных правоотношений. Указанный Единый перечень был принят во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", который не содержит в себе норм, устанавливающих правила пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера, а следовательно, данный Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, не регулирует соответствующие правоотношения по пенсионному обеспечению в силу того, что такие отношения урегулированы специальным законодательством, предусматривающим правила и условия установления социальных пенсий по старости малочисленным народам Севера, а именно: подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости".
По аналогичным основаниям не могут быть применены при разрешении настоящего спора и Перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р и принятые во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в которые включена территория Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района. Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", данные Перечни приняты в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а следовательно, их применение при разрешении отношений, связанных с пенсионным обеспечением малочисленных народов Севера, является недопустимым в силу иной сферы правового регулирования, отличной от пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.
Также не может быть применен при разрешении настоящего спора Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N536-р, и в котором фигурируют вепсы. Данный Перечень был принят в рамках Федерального закона от 20.07.2000 N104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", целью которого является не установление условий назначения социальной пенсии по старости соответствующим народностям, а защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определение правовых основ общинной формы самоуправления и государственных гарантий его осуществления.
Таким образом, при разрешении настоящего спора следует исходить из специального законодательства, содержащего нормы относительно пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.
Судебная коллегия отмечает, что на момент принятия судом первой инстанции решения от 11 ноября 2015 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости", которое подлежало применению при разрешении спорных правоотношений. Вывод суда о том, что указанный нормативный акт распространяется только на отношения, возникшие после 13 октября 2015 года, то есть после даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 1 октября 2015 года, является неправильным.
В свете изложенного обжалуемое решение Подпорожского городского суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Новожиловой Е.С. в удовлетворении ее требований.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года отменить.
Новожиловой Е.С. отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 11 сентября 2015 года и обязании назначить социальную пенсию.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Синявина О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.