Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
с участием:
прокурора - старшего прокурора отдела Прокуратуры Удмуртской Республики А.Т.Ф.,
представителей административных истцов - А.Р.Р., действующего по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
представителя административного истца - председателя Товарищества собственников жилья "Наш городок" Ч.Ю.П.
представителей административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - Л.С.О., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, Р.А.А., действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, В.С.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица ПАО "Т Плюс" - М.А.Ю., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ж.Р.В., Товарищества собственников жилья "Радужный", Товарищества собственников жилья "Надежда", Товарищества собственников жилья "Молодежная,113", Товарищества собственников жилья "Изумруд", Товарищества собственников жилья "Италмас-2", Товарищества собственников жилья "Прогресс", Товарищества собственников жилья "Шумайловский", Товарищества собственников жилья "Медведь", Товарищества собственников жилья "Байкал", Товарищества собственников жилья "Наш городок", Товарищества собственников жилья "Промышленная,35" к административному ответчику Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Ж.Р.В., Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) "Радужный", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Молодежная,113", ТСЖ "Изумруд", ТСЖ "Италмас-2", ТСЖ "Прогресс", ТСЖ "Шумайловский", ТСЖ "Медведь", ТСЖ "Байкал", ТСЖ "Наш городок", ТСЖ "Промышленная,35" обратились в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Министерство энергетики и ЖКХ УР, орган регулирования) о признании недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее - РЭК УР) N 29/3 от 19 декабря 2014 года "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям" (далее - постановление РЭК УР от 19 декабря 2014 года N 29/3, оспариваемое постановление) в части пункта 3 Приложения к данному постановлению.
Требования мотивированы тем, что административные истцы ТСЖ осуществляют управление многоквартирными домами, административный истец Ж.Р.В. является собственником ? доли в квартире.
По состоянию на декабрь 2014 года поставщиком тепловой энергии в многоквартирные дома являлось ОАО "Волжское ТГК" (филиал "Удмуртский"), указанные дома подключены к магистральным тепловым сетям. Размер тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, утвержден оспариваемым постановлением. Пункты 1-2 Приложения к оспариваемому постановлению предусматривали дифференциацию тарифа за тепловую энергию для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям и для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям. Однако пункт 3 постановления РЭК УР N 29/3, устанавливающий тариф на тепловую энергию для потребителей города Ижевска на второе полугодие 2015 года, не предусматривает такую дифференциацию. С 1 июля 2015 года административным истцам теплоснабжающая организация выставляет для оплаты стоимость потребленной тепловой энергии в размере, существенно превышающем ранее действовавший тариф. Административные истцы считают, что их права нарушены, поскольку они должны платить по тарифу, равному для потребителей, подключенных к распределительным сетям, в то же время нести расходы по подготовке тепловой энергии к дальнейшему использованию - содержать индивидуальные тепловые пункты.
В административном исковом заявлении указано, что для собственников помещений, расположенных в домах под управлением ТСЖ, значения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденные Указом Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года N422, превышены многократно.
Устранение дифференцированных тарифов для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям и для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям, нарушило общеправовые принципы справедливости и законности, а также принципы экономической обоснованности тарифа и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Административные истцы считают, что постановление РЭК УР от 19 декабря 2014 года N 29/3 в части пункта 3 Приложения к данному постановлению является незаконным и подлежит признанию недействующим с момента принятия.
В процессе рассмотрения настоящего дела административные истцы уточнили предмет административного иска. Административные истцы просят суд признать недействующим с момента принятия постановление РЭК УР от 19 декабря 2014 года N 29/3 в части установления в пункте 3 Приложения к данному постановлению тарифа на тепловую энергию на второе полугодие 2015 года для населения в размере 1 543,09 руб./Гкал.
Определением суда от 4 февраля 2016 года произведена замена заинтересованного лица ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") на ПАО "Т Плюс".
Административные истцы ТСЖ "Радужный", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Молодежная,113", ТСЖ "Изумруд", ТСЖ "Италмас-2", ТСЖ "Прогресс", ТСЖ "Шумайловский", ТСЖ "Медведь", ТСЖ "Байкал", ТСЖ "Промышленная,35", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, причина неявки не известна.
Административный истец Ж.Р.В. представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административных истцов Ж.Р.В., ТСЖ "Радужный", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Молодежная,113", ТСЖ "Изумруд", ТСЖ "Италмас-2", ТСЖ "Прогресс", ТСЖ "Шумайловский", ТСЖ "Медведь", ТСЖ "Байкал", ТСЖ "Промышленная,35".
Председатель правления ТСЖ "Наш городок" Ч.Ю.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных истцов А.Р.Р. заявленные требования поддержал. Суду пояснил, что к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся - соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестируемого капитала. Установление тарифа на теплоснабжение должно обеспечивать право теплоснабжающих организаций на обеспечение экономической обоснованности расходов, но и учитывать экономические интересы потребителей коммунального ресурса, несущих повышенные по сравнению с иными потребителями расходы по переработке поставленного коммунального ресурса. Необходимость теплового пункта обусловлена тем, что теплоноситель в магистральных сетях имеет повышенную температуру и давление, подача теплоносителя с такими характеристиками в многоквартирные дома недопустима. Теплоноситель перерабатывается в ИТП.
Считает, что Указ Главы УР от 28 ноября 2014 года "Об установлении значений предельных (максимальных) индексов изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории Удмуртской Республики, на 2015 год" должен учитываться при установлении тарифа. Установление таких предельных индексов утрачивало бы свою юридическую силу в том случае, если бы Указ не был обязателен и в том числе для органа по регулированию тарифов. Для ТСЖ законодательством установлена императивная обязанность выставлять потребителям плату за коммунальный ресурс по той цене, по которой он был закуплен у ресурсоснабжающей организации. Введение в дальнейшем механизма компенсаций (субсидий) не свидетельствует о правомерности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку на момент принятия постановления РЭК УР такого механизма не существовало. Ответчиком не представлено доказательств, что при существенном увеличении тарифа на теплоснабжение, с учетом увеличения тарифа на иные коммунальные услуги в целом, увеличение по всем ним осталось в пределах, установленных Указом Главы Удмуртской Республики.
Приказом ФСТ от 11 октября 2014 года N 227-э/3 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Согласно приложению к данному приказу максимальная величина роста тарифов по УР составляет 108,9%, что также многократно ниже, нежели установленный тариф.
Представители административного ответчика Л.С.О., Р.А.А., В.С.В. с требованиями административных истцов не согласились, указывая на законность оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель административного ответчика В.С.В. в своем выступлении ссылался на письменный отзыв, из которого следует, что постановление РЭК УР N29/3 принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N1075 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ от 13 июня 2013 года N 760-э. Названными актами не установлена императивная обязанность органов регулирования по дифференциации тарифов.
Поскольку регулируемой организацией ПАО "Т Плюс" в Государственный орган регулирований цен (тарифов) в Удмуртской Республике было направлено предложение об установлении единого тарифа для организации в зоне ее деятельности, то у РЭК УР отсутствовала правовая возможность провести анализ, проверку и экспертизу расчетов цен (тарифов) ПАО "Т Плюс" с учетом дифференциации ввиду отсутствия таких расчетов и соответствующего предложения организации. Учитывая вступление в силу правовой нормы о возможности дифференциации цен (тарифов) к магистральным (распределительным) сетям с 4 декабря 2014 года (изложение подпункта "г" пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в новой редакции), а также требования законодательства Российской Федерации о необходимости заблаговременного предоставления заинтересованным лицам проекта решения об установлении тарифов и заключений экспертиз, государственный орган регулирования должен был запросить у общества ПАО "Т Плюс" новые "дифференцированные" расчеты, а также произвести после предоставления документов и расчетов новую экспертизу и подготовить новое тарифное решение в течение оставшихся 4 рабочих дней, выполнить данные мероприятия не представлялось возможным, поскольку орган регулирования должен предоставить регулируемой организации для уточнения предложения об установлении цен (тарифов) и предоставления дополнительных сведений не менее 7 рабочих дней. Таким образом, Государственный орган регулирования не имел временную возможность для принятия решения об установлении цен (тарифов) обществу ПАО "Т Плюс" с учетом дифференциации цен (тарифов) по критерию подключения к магистральным (распределительным) сетям. На первое полугодие 2015 года РЭК УР не принимались дифференцированные тарифы ПАО "Т Плюс", а были сохранены в соответствии с требованиями пункта 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы, установленные органом регулирования на второе полугодие 2014 года для соответствующих участков тепловых сетей.
Считает необоснованным довод административных истцов о том, что установленные тарифы нарушают их права и законные интересы, поскольку ввиду не установления органом регулирования дифференцированного тарифа произошло многократное превышение значения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Ижевске, установленного Указом Главы УР N422, - 10,6%. Указ Главы УР N422 не регулирует отношения, связанные с поставкой и оплатой коммунального ресурса. Указанный правовой акт определяет максимально допустимое превышение размера платы, а не коммунального ресурса (услуги), индекс определяется не применительно к какому-то определенному коммунальному ресурсу (услуги), а в отношении набора потребляемых гражданином коммунальных услуг. Предельный индекс, установленный Указом Главы УР N, не может применяться к регулируемым законодательством о теплоснабжении отношениям по поставке энергоресурса - тепловой энергии. Предмет правового регулирования в части установления тарифов и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера платы разный и регулируется разным законодательством. Административные истцы являются исполнителями коммунальных услуг и приобретают тепловую энергию в рамках реализации возложенных на них обязанностей по управлению соответствующими многоквартирными домами. Исполнитель коммунальных услуг не вправе ссылаться на нарушение прав и законных интересов, поскольку именно он обязан обеспечить исполнение требований жилищного законодательства Российской Федерации (статья 157.1 ЖК РФ) по недопущению роста платы граждан.
Довод о том, что потребители, присоединенные к магистральным сетям, несут затраты больше нежели потребители, присоединенные к распределительным сетям, ввиду необходимости содержания ИТП (индивидуальных тепловых пунктов) считаю несостоятельными, поскольку бремя расходов по содержанию общего имущества дома (включая ИПТ) несут собственники соответствующих многоквартирных домов. Наличие у многоквартирного дома индивидуального теплового пункта не только обязывает собственников содержать соответствующее общедолевое имущество, но в тоже время позволяет обеспечить экономию расходования коммунальных ресурсов (тепловой энергии), соответственно снизить расходы всех собственников соответствующего дома.
Административный ответчик считает, что установление экономически обоснованного тарифа ПАО "Т Плюс" на тепловую энергию, поставляемую потребителям, не может нарушать прав и законных интересов исполнителей коммунальных услуг (административных истцов), поскольку оплата приобретаемого коммунального ресурса (тепловой энергии) по тарифу, обеспечивающему возмещение понесенных регулируемой организацией затрат в связи с поставкой коммунального ресурса, в полной мере отвечает требованиям гражданского законодательства о возмездности оплаты принятой (полученной) энергии абонентом (потребителем) в соответствии с положениями параграфа 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая).
Представитель заинтересованного лица ПАО "Т Плюс" М.А.Ю. считает, что в удовлетворении административного искового заявления необходимо отказать.
Из письменного отзыва представителя заинтересованного лица ПАО "Т Плюс" М.А.Ю. следует, что приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 ноября 2014 года N 870 утверждена схема теплоснабжения города Ижевска до 2029 года, приказом от 26 июня 2015 года N 408 ПАО "Т Плюс" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Ижевске в отношении всех потребителей (вне зависимости от разграничения тепловых сетей на магистральные или распределительные), находящихся в зоне ее деятельности. В соответствии со схемой определены зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, согласно которым многоквартирные дома, управляемые административными истцами, расположены в зоне действия ПАО "Т Плюс". В соответствии с законом о теплоснабжении, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, учитывая присвоенный ПАО "Т Плюс" статус единой теплоснабжающей организации, РЭК УР, начиная со второго полугодия 2015 года в отношении категории потребителей "население" города Ижевска установлен единый тариф на тепловую энергию.
Прокурор А.Т.Ф. дала заключение о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции в условиях соблюдения требований законодательства, без нарушения прав и законных интересов административных истцов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение участвовавшего в деле прокурора, суд установилследующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 2 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 19 декабря 2014 года N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям" в пункте 3 приложения к постановлению установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую во втором полугодии 2015 года потребителям, в случае дифференцирования тарифов по схеме подключения в размере 1307,70 руб./Гкал, а также населению МО "Город Ижевск" в размере 1543,09 руб./Гкал с учетом НДС (том 1 л.д.17-18).
Из административного искового заявления следует, что истцами оспаривается нормативный правовой акт, устанавливающий в пункте 3 приложения к постановлению РЭК УР от 19 декабря 2014 года N 29/3 тариф на тепловую энергию на второе полугодие 2015 года для населения МО "Город Ижевск" в размере 1543,09 руб./Гкал с учетом НДС.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии регулируются Законом о теплоснабжении.
Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определен порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования, а также условия и порядок принятия решений об отмене и введении регулирования тарифов после их отмены.
Так, тарифом в сфере теплоснабжения является система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Теплоносителем являются пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии (пункт 4.1 статьи 2 закона о теплоснабжении).
Теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункта 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 июля 2012 N 319 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики" на момент принятия оспариваемого постановления, РЭК УР являлась исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
Этим же постановлением утверждены: "Положение о РЭК УР"; "Структура РЭК УР" и Перечень должностных лиц РЭК УР, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 2 названного Положения, РЭК УР является органом исполнительной власти Удмуртской Республики уполномоченным устанавливать тарифы в сфере теплоснабжения.
Общая численность правления РЭК УР на момент принятия оспариваемого акта составляла не более 7 человек по вопросам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 26 Положения о РЭК УР).
Заседание Правления РЭК считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления РЭК, присутствующих на заседании (п. 29 Положения о РЭК УР).
На заседании 19 декабря 2014 года присутствовали/принимали участие все члены правления РЭК УР, о чем свидетельствует протокол заседания правления РЭК УР N 29 (том 6 л.д.79-82).
Третьим пунктом повестки дня названного заседания правления РЭК УР являлся вопрос о тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям.
Членами правления принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" потребителям в предлагаемых размерах, а именно: тариф на тепловую энергию на второе полугодие 2015 года потребителям, в случае дифференцирования тарифов по схеме подключения установлен в размере 1307,70 руб./Гкал, а для населения МО "Город Ижевск" - в размере 1543,09 руб./Гкал с учетом НДС.
Все члены правления проголосовали за установление тарифов на тепловую энергию.
Обжалуемое постановление РЭК УР от 19 декабря 2014 года N29/3 по содержанию полностью соответствует форме и виду решения, в соответствии с которыми уполномоченный орган вправе принимать такого рода нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 16 июля 2015 года N 13/1 "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики", в связи с изменением наименования ОАО "Волжская ТГК" в обжалуемое постановление РЭК УР от 19 декабря 2014 года N 29/3 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" (филиал "Удмуртский") потребителям" внесены следующие изменения: в наименовании постановления, в пункте 1 постановления и в приложении к постановлению слова "ОАО "Волжская ТГК" заменены словами "ПАО "Т Плюс".
Согласно пункта 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
20 декабря 2014 года в печатном издании "Известия Удмуртской Республики" N 142 было опубликовано оспариваемое постановление.
Положение о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Удмуртской Республики от 27 апреля 2015 года N 204.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики" с 01 января 2015 года Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является правопреемником РЭК УР.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление РЭК УР является нормативным правовым актом, принято уполномоченным на его принятие органом, в соответствии с формой и видом, установленными для принятия обжалуемого акта, опубликовано в установленном законом порядке, являлось действующим на момент принятия административного искового заявления к производству суда.
Судом также установлено, что административные истцы: ТСЖ Радужный", ТСЖ "Надежда", ТСЖ "Молодежная,113", ТСЖ "Изумруд", ТСЖ "Италмас-2", ТСЖ "Прогресс", ТСЖ "Шумайловский", ТСЖ "Медведь", ТСЖ "Байкал", ТСЖ "Наш городок", ТСЖ "Промышленная,35" на основании протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляют управление многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования "Город Ижевск", административный истец Ж.Р.В. является собственником "данные изъяты" доли в квартире N "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес".
Дома под управлением административных истцов ТСЖ, а также административного истца Ж.Р.В. подключены к магистральным тепловым сетям. Данное обстоятельство нашло подтверждение материалами дела и участниками процесса не оспаривалось.
На день принятия оспариваемого постановления, поставщиком тепловой энергии в указанные многоквартирные дома являлось ОАО "Волжское ТГК" (филиал "Удмуртский").
Административный истец Ж.Р.В., будучи собственником квартиры, является потребителем коммунальных услуг, в том числе и теплоэнергии, административные истцы - ТСЖ, являются исполнителями коммунальных услуг и приобретают тепловую энергию в рамках реализации возложенных на них обязанностей по управлению соответствующими многоквартирными домами.
Из представленных административными истцами в материалы дела договоров на теплоснабжение с протоколами разногласий и урегулирования разногласий, счетов-фактур, Актов поданной-принятой тепловой энергии, составленных между ТСЖ и ПАО "Т Плюс", усматривается, что во втором полугодии 2015 года ПАО "Т плюс" осуществлялась поставка тепловой энергии в дома под управлением административных истцов, а также в дом по адресу: "адрес", доля в праве в которой принадлежит административному истцу Ж.Р.В.
Поскольку установленный оспариваемым постановлением тариф применялся при исчислении стоимости коммунальных услуг при расчетах с административными истцами как во втором полугодии 2015 года, так и применяется в 1 полугодии 2016 года (пункт 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения), суд считает, что права административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются.
Давая оценку содержанию оспариваемого постановления в части установления тарифа на тепловую энергию для населения на 2 полугодие 2015 года и соблюдению требований законодательства к порядку открытия тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности в сфере теплоснабжения утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" 14 ноября 2014 года обратилось в орган регулирования (РЭК УР) с заявлением N 22-08-29 о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год, приложив соответствующий пакет документов согласно пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов) (том 5 л.д.35-266, том 6 л.д.1-78).
По заявлению ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т плюс") приказом от 17 ноября 2014 года N 206 РЭК УР было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год N 04-04-1.188-2014 "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую филиалом ОАО "Волжская ТГК" "Удмуртский" потребителям". В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения принято решение об использовании в отношении филиала "Волжская ТГК" "Удмуртский" при регулировании тарифов на тепловую энергию метода экономически обоснованных расходов (том 5 л.д.36-37).
Разногласий между РЭК УР и ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") в связи с выбором органом регулирования метода регулирования тарифов не возникло.
Органом регулирования проведена экспертиза поступившего предложения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на предмет определения их обоснованности. Экспертом дана оценка достоверности данных приведенных в предложениях об установлении тарифов, оценка финансового состояния организации, анализ основных технико-экономических показателей за предшествующий год, текущий год и расчетный период регулирования. Результаты исследования предложений по установлению тарифов отражены в экспертном заключении, которое соответствует требованиям Правил регулирования цен (тарифов) (том 5 л.д.38-39, том 6 л.д.83-84).
Решение об установлении тарифов в форме оспариваемого приказа принято единогласно на заседании Правления РЭК Удмуртской Республики посредством открытого голосования (том 6 л.д.79-82).
Как следует из представленного протокола N29 от 19 декабря 2014 года решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" потребителям принято Правлением РЭК УР до 20 декабря, что соответствует п. 30 Основ ценообразования, пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Указанное решение содержит сведения, предусмотренные пунктом 31 Основ ценообразования, размещено в сети "Интернет" на сайте РЭК УР и как уже указывалось, опубликовано в печатном издании.
Таким образом, органом регулирования соблюден порядок принятия оспариваемого приказа.
При проверке соответствия оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.
Пунктами 3 - 4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе и тарифы на тепловую энергию.
Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункта 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ (пункт 33 Основ ценообразования).
В силу пунктов 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Как следует из пункта 2 Методических указаний, они предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно пункту 11 Методических указаний необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями (пункт 12 Методических указаний).
В силу пункта 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе следующие составляющие: расходы на топливо; расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") является регулируемой организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 3.2 Устава ОАО "Волжская ТГК) (том 5 л.д.94-119).
По результатам рассмотрения представленных ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" документов и проведенной органом регулирования экспертизы и было принято оспариваемое постановление.
В соответствии пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения РЭК УР проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов). При проведении экспертизы был произведен: анализ финансово-хозяйственной деятельности; анализ объемов полезного отпуска тепловой энергии (в том числе отпуск тепловой энергии в магистральную сеть, потери в сетях, полезный отпуск тепловой энергии потребителям, подключенным к магистральным тепловым сетям, отпуск тепловой энергии в распределительные сети, полезный отпуск тепловой энергии потребителям, подключенным к распределительным тепловым сетям и т.п.).
При анализе необходимой валовой выручки по регулируемой деятельности на 2015 год (передача тепловой энергии) РЭК УР были учтены: электроэнергия и вода на технологические нужды, амортизация производственного оборудования, общехозяйственные расходы, налоги и т.п. При этом суд отмечает, что при проведении данного анализа РЭК УР были уменьшены (сокращены) расходы регулируемой организации. Необходимая валовая выручка регулируемой организации определена РЭК УР в соответствии с действующим законодательством. РЭК УР сделан вывод, что экономически обоснованный тариф на 2015 год на тепловую энергию составит 1183,32 руб./Гкал (без НДС). Заявленный регулируемой организацией к установлению тариф на тепловую энергию на 2015 составил 2263,97 руб./Гкал (том 5 л.д.38-44, том 6 л.д.83-84).
При этом суд отмечает, что административными истцами не указано, в какой части установленный для ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время - ПАО "Т Плюс") тариф на тепловую энергию противоречит Закону о теплоснабжении, Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Административными истцами не конкретизировано, какой из показателей, учитываемых при установлении тарифа, рассчитан органом регулирования неправильно. Судом напротив установлено, что примененные при расчетах тарифа показатели применены верно, в соответствии с утвержденной методикой. Оснований считать, что тариф экономически не обоснован, не имеется.
Административные истцы утверждают, что повышение тарифа, установленного на 2 полугодие 2015 года для ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс" произошло на 162,59% для потребителей МО "Город Ижевск", подключенных к магистральным тепловым сетям, что многократно превышает максимальную величину роста тарифа в Удмуртской Республике, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приказу ФСТ России от 11 октября 2014 года N 227-э/3.
Согласно п.8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Частью 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (часть 7 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 года N 227-э/3 на 2015 год (далее - Приказ) установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 1 Приказа установлены и введены в действие с 1 января 2015 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2014 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу;
- с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2014 года, и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Для Удмуртской Республики максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту, с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года установлена в размере 108,9 %.
При этом в приложении к приказу указано, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения могут иметь величину, отличную от установленных предельных уровней роста тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону.
Из оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что тарифы на тепловую энергию на 2 полугодие установлены органом регулирования с учетом дифференциации по категории (группам) потребителей (покупателей): потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и население, что не противоречит подпункту "ж" пункта 23 Основ ценообразования.
Кроме того следует отметить, что в приложении к Приказу также указано, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут быть приняты решения об установлении ими тарифов, приводящие к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
По делу установлено, что рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по Удмуртской Республике не превышает установленный ФСТ предельный максимальный уровень и составил по состоянию на 01 июля 2015 года - 108,1 %. Указанное обстоятельство подтверждается представленным Министерство энергетики и ЖКХ УР в материалы дела расчетом роста среднего тарифа (экономическим анализом роста тарифа) (том 6 л.д.231-247), в котором рассчитан средневзвешенный тариф по субъекту с учетом передачи (транспортировки) и с учетом инвестиционной составляющей, при этом в расчете были учтены тарифы всех организаций теплоснабжения по Удмуртской Республике.
Поскольку решение РЭК УР об установлении для ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") тарифов в размере выше максимальной величины, не привело к превышению установленной максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, в среднем по Удмуртской Республике, то оснований для согласования решения не имелось.
Из заключения по формированию тарифа на 2015 год на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский", усматривается, что во втором полугодии рост тарифа на тепловую энергию произошел для населения (в том числе населения, подключенного к магистральным тепловым сетям) произошел на 162,59% (том 5 л.д.38-39).
Вместе с тем, данный факт не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Приказу ФСТ от 11 октября 2014 года N 227-э/3, поскольку названный Приказ говорит о недопустимости превышения предельного уровня роста тарифов в среднем по Удмуртской Республике, а не в части недопустимости превышения предельных величин, установленных Приказом для отдельной теплоснабжающей организации, в частности для ОАО "Волжская ТГК".
Таким образом, совокупный анализ положений статей 7, 8, 10 Закона о теплоснабжении, пунктов 8, 23 Основ ценообразования, раздела 5 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также положений приказа ФСТ от 11октября 2014 года N 227-э/3 позволяет сделать вывод о том, что тарифы, установленные для отдельной теплоснабжающей организации, если они не приведут к превышению предельного уровня роста тарифов, установленного ФСТ России в среднем по субъекту Российской Федерации на соответствующий период регулирования, могут отличаться от величины предельного уровня в большую или меньшую сторону.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что порядок установления тарифа на тепловую энергию на 2 полугодие 2015 года для ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" (в настоящее время ПАО "Т Плюс"), его расчет произведен уполномоченным в рассматриваемой сфере органом исходя из таких показателей как необходимая валовая выручка, объем полезного отпуска, которые подтверждены соответствующими документами, что обеспечило индивидуальный подход при установлении тарифов, а также исключило установление экономически необоснованных тарифа.
Требования законодательства о теплоснабжении при установлении тарифа на 2 полугодие 2015 года для ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") органом регулирования соблюдены.
Доводы административного искового заявления о том, что постановление РЭК УР в оспариваемой части не предусматривает дифференцированного тарифа по видам тепловых сетей: магистральных и распределительных, чем нарушает права административных истцов, суд считает необоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 ноября 2014 года N 870 утверждена схема теплоснабжения в городе Ижевске до 2029 года. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 25 июня 2015 года N408 ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") с июня 2015 приобрело статус единой теплоснабжающей организации в городе Ижевске, в зонах деятельности, указанными в схеме теплоснабжения города Ижевска до 2029 года (том 3 л.д.87).
Таким образом, ПАО "Т Плюс" является единой теплоснабжающей организацией в отношении всех потребителей, находящихся в зоне ее деятельности, вне зависимости от разграничения тепловых сетей на магистральные или распределительные.
В соответствии с пунктом 94 Основ ценообразования единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
В п. 1 Правил организации теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08 августа 2012 года, приведено понятие "зоны деятельности единой теплоснабжающей организации" - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
При рассмотрении дела установлено, что ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") в РЭК УР было направлено заявление (предложение) об установлении для этой организации единого тарифа для населения МО "Город Ижевск" в зоне ее деятельности, как единой теплоснабжающей организации. Из материалов, приложенных к заявлению усматривается, что расчеты ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") были произведены в отношении единого тарифа для населения МО "Город Ижевск".
При этом суд отмечает, что законодательством, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, не установлена императивная обязанность органов регулирования по дифференциации тарифов; также законодательство не предусматривает возможность одностороннего изменения органом регулирования предложения об установлении тарифов. Таким образом, суд считает, что у РЭК УР при принятии нормативного правового акта, отсутствовала возможность провести анализ, проверку и экспертизу расчетов тарифов ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" (в настоящее время - ПАО "Т Плюс") с учетом дифференциации тарифа по видам тепловых сетей, ввиду отсутствия таковых расчетов и соответствующего предложения регулируемой организации.
Кроме того, как указано выше тарифы на тепловую энергию на 2 полугодие установлены органом регулирования с учетом дифференциации по категории (группам) потребителей (покупателей): потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения и население.
Возможность дифференциации тарифов по критерию подключения к магистральным и распределительным тепловым сетям у РЭК УР появилась после 5 декабря 2014 года, в связи с внесением изменений в пункт Пункт 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Так, пунктом 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2014 года N 1228) установлено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в соответствии с методическими указаниями, в том числе, по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям).
Как указывалось выше, с заявлением о выборе метода регулирования тарифа ОАО "Волжская ТГК" филиал "Удмуртский" обратилось в орган регулирования 14 ноября 2014 года. Приказ об открытии дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и о выборе метода регулирования тарифов издан РЭК УР 17 декабря 2014 года.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
Из анализа данной нормы следует, что после 5 декабря 2014 года РЭК УР мог запросить у ОАО "Вотжская ТГК" новые расчеты, произведенные регулируемой организацией с учетом дифференциации тарифов по критерию подключения к магистральным и распределительным тепловым сетям, однако после предоставления необходимых документов, РЭК УР должна произвести новую экспертизу и подготовить новое проектное решение по установлению тарифов.
Учитывая требования постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N99 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" о необходимости извещения членов коллегиального органа не позднее, чем за 10 дней о проведении заседания, заблаговременного представления (в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания) материалов на электронном носителе, включая проект решения об установлении тарифов и заключения экспертиз (пункт 6 названного постановления), а также обязанность установления тарифа органом регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующему очередному расчетному периоду регулирования (пункт 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения), суд считает, что после 5 декабря 2014 года РЭК УР не имела возможности без нарушения требований законодательства о теплоснабжении принять решение об установлении цен (тарифов) ОАО "Волжская ТГК" с учетом их дифференциации по критерию подключения к магистральным и распределительным тепловым сетям.
На основании изложенного суд считает, не установление органом регулирования на 2 полугодие 2015 года дифференцированных тарифов по критерию подключения к магистральным и распределительным тепловым сетям, не противоречит требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Ссылаясь на незаконность постановления РЭК УР в оспариваемой части, административные истцы указывают на превышение значений предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных Указом Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года N422 на 2015 год.
Указом Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года N 422 установлены значения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории Удмуртской Республики, на 2015 год. Так, значение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Ижевске на 2015 год должно составлять: с 1 января по 30 июня - 0%, а с 1 июля по 31 декабря - 10,6%.
Суд считает обоснованными утверждения административного ответчика о том, что названный Указ Главы Удмуртской Республики не может применяться к регулируемым законодательством о теплоснабжении отношениям по поставке тепловой энергии, поскольку он не регулирует отношения, связанные с поставкой и оплатой коммунального ресурса; он определяет индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не к какому-либо определенному коммунальному ресурсу, а в отношении набора потребляемых гражданином коммунальных услуг.
Таким образом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги, включая холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. При этом рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов ресурсоснабжающих организаций может составлять величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Административные истцы - ТСЖ, как исполнители коммунальных услуг, должны производить расчеты за поставленные коммунальные ресурсы, исходя из, предельных (максимальных) индексов, установленных для граждан Указом Главы Удмуртской Республики.
Из письма Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 22 октября 2015 года N СП/58213/15 следует, что согласно представленной Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики информации, содержащейся в единой информационной аналитической системе, индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 1 июля по 31 декабря 2015 года составил 9,018%, а с учетом субсидий 8, 641%, что не превышает Индекс 10,6%, установленный Указом Главы Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года N422 (том 2 л.д.207-208).
Кроме того, хотелось отметить, что в Удмуртской Республике предусмотрены источники и способы компенсации органами местного самоуправления всех затрат исполнителей коммунальных услуг в связи с ограничением платы за коммунальные услуги. Так, в Удмуртской Республике 16 июля 2015 года принят Закон N 55-РЗ "О мерах дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг", а 27 июля 2015года Постановление Правительства Удмуртской Республики N375 о реализации закона Удмуртской Республики от 16 июля 2015 года N 55-РЗ.
В материалах дела имеются соглашения заключенные в 2015 году между Администрацией города Ижевска и административными истцами - ТСЖ о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования город Ижевск в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением меры дополнительной социальной поддержки граждан по оплате коммунальных услуг, а также платежные получения, подтверждающие получение ТСЖ в 2015 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов (том 6 л.д.118-215).
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными административными истцами письменными материалами, что административным истцам - ТСЖ принадлежат индивидуальные тепловые пункты, которые являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Не может быть удовлетворено административное исковое заявление на том основании, что потребители, присоединенные к магистральным тепловым сетям несут затраты больше, чем потребители, подключенные к распределительным тепловым сетям, ввиду необходимости содержания индивидуальных тепловых пунктов, поскольку бремя расходов по содержанию общего имущества дома (включая ИТП) несут собственники многоквартирных домов (пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491). Кроме того, в судебном заседании установлено, что тариф на тепловую энергию, установленный на второе полугодие 2015 года регулирующим органом для ресурсоснабжающей организации является экономически обоснованным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права, свободы и законные интересы административных истцов, при принятии нормативного правового акта соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия РЭК УР, как и соблюдены форма и вид нормативного правового акта, процедура его принятия и введения в действие; оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований следует отказать.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Удмуртской Республики - газете Известия Удмуртской Республики.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
отказать Ж.Р.В., Товариществу собственников жилья "Радужный", Товариществу собственников жилья "Надежда", Товариществу собственников жилья "Молодежная,113", Товариществу собственников жилья "Изумруд", Товариществу собственников жилья "Италмас-2", Товариществу собственников жилья "Прогресс", Товариществу собственников жилья "Шумайловский", Товариществу собственников жилья "Медведь", Товариществу собственников жилья "Байкал", Товариществу собственников жилья "Наш городок", Товариществу собственников жилья "Промышленная,35" в удовлетворении административного искового заявления к административному ответчику Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании недействующим с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики N 29/3 от 19 декабря 2014 года "О тарифах на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Т Плюс" (филиал "Удмуртский") потребителям" в части установления в пункте 3 Приложения к данному постановлению тарифа на тепловую энергию на второе полугодие 2015 года для населения в размере 1 543,09 руб./Гкал.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в печатном издании "Известия Удмуртской Республики".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2016 года.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.